Актуальные геомаркетинговые подходы и методы в планировании объектов банковского ритейла

18 июня 2014
Специалисты Центра пространственных исследований подвели итоги семинара «Планирование филиальной сети, сети банкоматов и терминалов: геомаркетинговые методы и практики в банковском ритейле», который состоялся 5-6 июня 2014 года в Санкт-Петербурге. Семинар был организован в результате сотрудничества Международного банковского института и Центра пространственных исследований. 

Данный семинар проводится уже третий год, каждый раз освещая наиболее актуальные геомаркетинговые подходы и методы в планировании объектов банковского ритейла. За время существования курса, его слушателями были специалисты таких банков как: Сбербанк, Хоум Кредит Банк, Альфа-Банк, Ак Барс банк, Банк торгового финансирования и Ханты-Мансийский банк. География участников достаточна обширна: Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Киров, Москва, Нижний Новгород, Тюмень, Улан-Удэ, Ханты-Мансийск, Ярославль.

В первой части семинара слушателям рассказали о проблемах и постановке задач при планировании филиальной сети банка, продемонстрировали геомаркетинговые и маркетинговые подходы и методы оценки существующей сети филиалов. Слушатели подробнее узнали о базах данных и инструментах в планировании филиальной сети внутри крупных, средних и малых городов России. Каждый год, в теоретической части, преподаватели вместе со слушателями разбирали методы оценки территории, делились новыми практическими советами по открытию новых отделений, планированию сети устройств самообслуживания.

Сегодня, в период стагнации, для банков особенно остро стоит вопрос об эффективности работы филиалов и их оптимизации. В связи с этим, в этом году на семинаре было уделено отдельное внимание теме локальной ассортиментной политики и применения геомаркетингового подхода для продвижения банковских продуктов. «Сегодня банки значительно корректируют ассортимент услуг на конкретной территории под влиянием конкурентных угроз, – говорит Денис Струков, генеральный директор Центра пространственных исследований. – Помимо этого, банки вынуждены расширять зону охвата аудитории (ресурсную зону), обеспечивать близость к клиентам за счет устройств самообслуживания, специальных мини-форматов офисов и т.д. Геомаркетинговые инструменты позволяют детально изучать окружение вокруг точки, что позволяет банку решать проблемы, возникающие при планировании объектов, и гармонично развиваться в будущем, учитывая потребности своих клиентов». 

Вторая половина курса была полностью посвящена практике, участники осваивали навыки работы с программным обеспечением для ГИС. Слушателям был предоставлен клиентский доступ к обновленной системе Geointellect.com. Участники выполняли курсовой проект, направленный на решение геомаркетинговых задач своего банка. Среди этих задач были следующие:
• выбор наилучшего места внутри города для новых филиалов сети с учетом формата;
• оценка места: потребителя, конкуренции вокруг существующих отделений;
• выявление наиболее удачных мест для размещения банкоматов и терминалов банка;
• выявление причин неудачности существующих отделений;
• оценка позиции существующего филиала, после открытия конкурентов;
• оценка возможности и необходимости изменения ассортимента предоставляемых услуг в конкретном отделении банка с учетом географических показателей;
• оценка возможности формирования и развития новой рекламной политики.

В результате выполнения курсового проекта в системе Geointellect.com, каждый участник сформировал набор отчетов, содержащих конкретный фактологический материал с рекомендациями под конкретные задачи.

По итогам семинаров, участники согласились с необходимостью применения ГИС и геомаркетинговых методов в сфере планирования филиальной сети и сети банкоматов и терминалов в российской банковской сфере. Абсолютно все участники сказали, что семинар оправдал их ожидания, они были рады возможности обменяться опытом с коллегами. Большинство согласилось с тем, что нужно и в дальнейшем проводить подобные мероприятия.


подпишись НА эксклюзивные новости cre