Как потребительские расходы влияют на развитие ТЦ?

Потенциал развития торговой недвижимости в российской столице и регионах отнюдь не исчерпан. Даже сегодня, во времена экономической стагнации, у девелоперов торговых центров есть возможности для маневра, и с определенными оговорками можно наращивать объемы торговой недвижимости в большинстве российских городов. 
7512

К таким выводам пришли эксперты департамента стратегического консалтинга RealJet в рамках аналитического исследования по влиянию потребительских расходов на развитие ТЦ в Москве и регионах.

На потенциал развития торговой недвижимости влияют четыре фактора:

1. Динамика реальных денежных доходов населения.

2. Динамика потребительских расходов.

3. Уровень денежных расходов.

4. Насыщение города торговой недвижимостью, т.е. конкуренция.

Принимая во внимание все эти факторы, специалисты департамента стратегического консалтинга RealJet проанализировали емкость и потенциал рынка торговых центров в регионах России.

Москва

Несмотря на скептическое отношение к потребительскому поведению населения, сегодня потребительские расходы в денежном выражении продолжают расти, но мы имеем дело с падением темпов их роста. То есть если в 2013 г. годовой рост потребительских расходов составлял  10%, то в 14 – 6%, в 15 – 5%, а в 16 – 4,5%. При этом реальные доходы населения постепенно падают. Как эти показатели коррелируются с возможностью строительства торговых центров в городах РФ? 

Темпы падения реальных доходов москвичей были практически такими же, как и темпы роста потребительских расходов. Это не означает, что расходы превышали доходы, но является свидетельством того, что эти два показателя стремились к точке пересечения. Например, если доходы людей с учетом инфляции в 2012 г. составляли 70 000 руб., а в 2016 году -  50 000 руб., то расходы в 2012 г. в среднем составляли 25 000 руб., а в 2016 г. – 30 000 руб. Примечательно, что подобное поведение потребителей повторяется на определенных этапах экономического цикла. Так, например,  динамика доходов и расходов населения в 2014 г. копирует 2008 год. 

Несмотря на длительное падение доходов населения, Москва имеет высший приоритет в развитии ритейла и девелопмента торговой недвижимости по показателям насыщения рынка торговой недвижимостью, уровню потребительских  расходов, динамике роста доходов и расходов, но уступает по последним двум параметрам Санкт-Петербургу.

Санкт-Петербург

Совсем иная ситуация - в Санкт-Петербурге. На протяжении 10 лет темпы роста реальных доходов петербуржцев превышали темпы роста их расходов. Отчетливо виден «потребительский бум», когда на фоне резкого роста курса доллара люди скупали бытовую технику, транспортные средства и товары длительного пользования. Потребительские ожидания роста цен сильно стимулируют обороты данных категорий, но затем наступает долговременное затишье.

Петербург сегодня имеет высший приоритет развития ритейла и девелопмента торговой недвижимости по показателям насыщения рынка торговой недвижимости, уровню потребительских  расходов, динамике роста доходов и расходов.

Новосибирск

В Сибири на протяжение всего времени темпы роста доходов превышали темпы роста расходов. Таким образом, население данного региона больше, чем другие, имеет склонность к сбережениям. Это значит, что в среднесрочной перспективе в Новосибирской области мы получим эффект отложенного спроса. Пока же продолжится рост реальных расходов населения (в первую очередь из-за снижения инфляции), а расходы в 2017 г. вырастут на фоне падения потребительского спроса в 2015-2016 гг., а в 2018 г. расходы снизят темп роста по сравнению с 2017 г.

Новосибирск имеет высший приоритет развития ритейла и девелопмента торговой недвижимости по показателю насыщения рынка торговой недвижимостью и высокий - по динамике роста расходов, но низкий - по показателю уровня потребительских расходов.

Казань

Несмотря на стабильное развитие Татарстана, постоянное упоминание его весомого вклада в рейтинг DoingBusiness, по сравнению с другими городами-миллионниками Казань имеет более негативные показатели в точки зрения развития торговой недвижимости. С середины 2015 г. регион имеет постоянное стабильное падение реальных денежных доходов населения. На конец прошлого года уровень доходов жителей Татарстана достиг уровня 2014 г. Данная тенденция не была характерна для региона в 2008-2009 гг. На фоне стабилизации курса рубля есть вероятность, что падение в текущем году прекратится. Небольшой рост возможен в 2018 г., и, соответственно в 2018 г. будет небольшой рост потребительских расходов, который к концу года достигнет уровня 2013 г.

Екатеринбург

На Урале доходы падали с 2014 г. А расходы, несмотря на провалы в кризисные 2008 и 2014 гг., росли средними темпами. В 2016 г. темпы выровнялись. Сегодня для Екатеринбурга характерна положительная динамика изменения доходов и расходов населения. Можно прогнозировать, что столица Урала покажет значительный рост товарооборота ритейла, а значит, и потенциал для развития девелоперских проектов. 





иГРОКИ РЫНКА

Консалтинг и брокеридж

RealJet

Материалы по теме

Точка зрения

Безопасность в торговых центрах

Вероника Конкина, руководитель по управлению рисками и внутреннему контролю недвижимости MALLTECH

11.04
Исследования рынка

Каким районам Москвы не хватает торговых центров?

Консалтинговая компания RRG и портал о торговой недвижимости и ритейле ShopAndMall.ru разработали совместный продукт - Карта торговых центров Москвы с указанием плотности населения по всей территории города.
01.02

журнал CRE 20 (419)

Ноябрь 2
CRE №20 (419) вышел из печати. Номер выпущен при поддержке: Apollax Spacе   KR Properties   Группа компаний «Пионер» PDF-версия журнала доступна ЗДЕСЬ В НОМЕРЕ: Актуально РЕДКИЕ КАДРЫ Рынок труда - под влиянием разнонаправленных тенденций Тема номера ОFFICE VIVENDI Останется ли офис HR-брендом? Репортаж А МЫ КРЕПЧАЕМ Ведущие игроки обсудили перспективы рынка FM- и PM-услуг Тренды СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ СКЛАДОВ Эксперты ожидают бума складов и логистических п...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (21-27 ноября)

Крупнейшая сделка на рынке торговой недвижимости, первый двухэтажный магазин SELA в рамках проекта Melon Fashion Group по увеличению всех своих форматов, открытие новых торговых центров ADG Group, успехи AFI Development в заполнении офисных площадей, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail – в нашей традиционной подборке.
27.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

Холодное сердце

Раннее украшение торговых центров, несмотря на коррекцию празднования Нового года на всех уровнях, остаётся одним из немногих способов привлечь дополнительный трафик в моллы. Однако, учитывая, что для визитов и покупок у клиентов в этом году нет не только настроения, но и денег, они будут выбирать объекты по принципу «чем больше бесплатного, тем лучше».

Текст: Иван Майоров. CRE Retail, ноябрь 2022г.
25.11
Источник: Malltech
Открытие

В пермской «Планете» открылся MOVE

Мультибрендовый магазин с товарами таких брендов, как Adidas, Reebok и Puma, занял 158 кв. м на втором этаже ТРЦ. Напомним, ранее MOVE также начал работу в ТРЦ «Планета» в Красноярске.
29.11
Источник: CRE
Проект

В «Ховрино» построят 100 тыс. кв. м складов

Транспортно-логистический комплекс для перевалки железнодорожных грузов занимает около 40 га на севере Москвы.
25.11
Источник: Bright Rich | CORFAC International
Сделка

Производитель туалетной бумаги арендовал городской склад

Компания «Терес-сервис» заняла площади в складском комплексе «Скади», расположенном в Московском районе Петербурга.
25.11
Источник: Sminex
Назначения

Sminex привлекает гостиничные кадры

Службу комфорта Sminex возглавил топ-менеджер The Ritz-Carlton, Moscow и Barvikha Hotel & Spa.
25.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

На смену якорю

Уход брендов, сокращение и переформатирование контента в кинотеатрах, спад доходов и кардинальное изменение потребительского поведения продолжают влиять на торговые центры. Очевидно уже и то, что «батутные парки», «веревочные пространства» и «студии танца» точно не приведут трафик такого же уровня и качества, как некогда кинотеатры и знаковые бренды, и игрокам все-таки придется и искать новые «якоря», и – де-факто – работать с покупателями с чистого листа.

Текст: Иван Майоров. CRE Retail, ноябрь 2022г.

30.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre