Торговые центры – как избежать пепелища?

Павел Моряков, генеральный директор «Москабельмет»

6445

2017 год наверняка запомнится участникам рынка рекордным количеством пожаров в торговых центрах. При этом количество пожаров в моллах год от года растет: если в 2013 г. их было 10, в 2015-м – уже 13, то в 2017 г. можно вспомнить до 15 возгораний ТЦ, а при этом год еще не закончился. Как избежать пепелища, строить и эксплуатировать моллы, не опасаясь за жизнь и здоровье продавцов и покупателей?

Самая  распространенная причина пожаров в торговых центрах – короткое замыкание, которое довольно часто происходит из-за проблем с проводкой. Не случайно, по статистике МЧС России, более 30% всех пожаров в России возникают из-за некачественной кабельной продукции. Торговые центры вообще  по статистике горят чаще, чем бизнес-центры, жилые дома или любые другие объекты недвижимости, а все потому, что в торговых центрах наиболее высокое потребление электроэнергии по сравнению с другими объектами недвижимости. И нередко причинами возгорания становятся медиаэкраны, размещенные на фасадах молов.

Зачастую ради снижения себестоимости кабельно-проводниковой продукции производитель идет на технологические нарушения, а также использует низкокачественное сырье. Федеральный закон «О стандартизации РФ» позволяет производителям самим составлять ТУ на свою продукцию, если они не вступают в явное противоречие с ГОСТом. В результате производители ради уменьшения себестоимости занижают качественные характеристики своих изделий. Наиболее частые нарушения, которые происходят при производстве кабельно-проводниковой продукции: уменьшение сечения токопроводящих жил, следствием чего становится повышение сопротивления (температуры кабеля) и уменьшение токопроводимости, а также занижение значения толщины изоляции, оболочки кабеля и экономия на содержании металла в токопроводящей жиле кабеля. Все это при увеличении нагрузки на электросеть создает условия для пожароопасной ситуации. По оценкам профессионального сообщества, до 40% используемой кабельной продукции в России относится к низкокачественной и фальсифицированной. Экономический ущерб от контрафакта исчисляется сотнями миллионов. По статистике только возгорание в одном торговом центре наносит ущерб минимум в 10-13 млн руб. при площади возгорания до 300 кв. м.

Уменьшить риски пожарной опасности можно на начальном этапе проектирования торгового центра. Для этого стоит использовать во время строительства и при отделке фасада и интерьеров качественную проводниково-кабельную продукцию, а также материалы с высокой степенью огнестойкости. Необходимо проектировать достаточное количество путей эвакуации, расширить проходы, пусть даже и в ущерб арендопригодной площади, разумно разместить системы пожарной безопасности. Кстати, наиболее опасные места в ТЦ – это рестораны и фудкорты, пожары здесь возникают из-за неправильной эксплуатации и неисправности оборудования. Крайне редко возникают пожары в магазинах сетевых ритейлеров, где по западным стандартам контролируется все, в том числе и обеспечение пожарной безопасности.  

В восприятии не только собственников объектов коммерческой недвижимости, но и архитекторов, проектировщиков создание электрических сетей в здании, разводка проводов и  кабелей приравнивается к черновой рутиной работе, которую доверяют субподрядным организациям. Однако ошибки монтажа электропроводки очень сложно выявить и исправить, поскольку монтаж кабельных систем в современных торговых центрах  относятся к скрытым работам, то есть провода монтируются внутри строительных конструкций – потолков, полов, стен.

Неправильно смонтированные электрические цепи не в полной мере могут противостоять механической нагрузке при эксплуатации, что приводит к перегреву и воспламенению проводов. Нельзя забывать, что при прокладке проводов главное – это пожарная безопасность, а только потом оценка сборки кабеленесущих систем  с эстетической точки зрения. Выбор способа монтажа зависит от условий эксплуатации и конструктивных особенностей здания, а также от типа используемых проводников. Открытая проводка на сегодняшний день является менее популярным решением, чем скрытая проводка, в силу меньшей эргономичности. Однако открытая проводка значительно более безопасный вариант, подходящий для прокладки в зданиях, построенных из горючих материалов. Именно поэтому при монтаже электроцепей в торговых и бизнес-центрах стоит делать выбор в пользу открытой проводки. Однако из эстетических соображений предпочтение нередко отдается скрытой проводке.

Основные правила разводки проводов абсолютно не сложны для исполнения. Разводка должна идти параллельно главным архитектурным конструкциям. Повороты кабеля допустимы только под углом 90 градусов с умеренным радиусом. Однако некоторые электрики считают, что если у проводников нет фиксации, их можно проводить по кратчайшему пути.

Совершенно недопустимо монтировать кабель в вентиляционных каналах, однако вентиляционный канал может пересекаться единичными проводниками в жесткой металлической трубе. Грубейшая ошибка – если электропроводка пересекается с трубами отопления корпусами осветительных приборов, дымоходами. Кроме того, стоит учитывать, что провода не должны соприкасаться с металлическими конструкциями. Если параллельно монтируются два кабеля, расстояние между ними должно быть не менее 50 мм, а если параллельно электрокабелю пролегает газовая труба, «зазор» увеличивается до 400 мм. Не стоит монтировать кабели таким образом, чтобы они пересекались. Соответственно перед монтажом электрических сетей необходимо составить подробную схему работ.

В связи с увеличившимся числом возгораний молов общественными организациями и бизнес-сообществами все чаще поднимается вопрос об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев торговых центров. Однако данная мера вряд ли может серьезно изменить ситуацию, если даже уголовная ответственность за эксплуатацию потенциально опасного здания не является достаточным основанием для проектирования и управления объектом с соблюдением всех противопожарных норм. 



Материалы по теме

Точка зрения

Пожарная безопасность спортивных объектов

Ирина Орлова, ROCKWOOL Russia

19.06
Точка зрения

Безопасность в торговых центрах

Вероника Конкина, руководитель по управлению рисками и внутреннему контролю недвижимости MALLTECH

11.04
Советы юристов

Об изменениях в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

На официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

12.09

журнал CRE 13-14 (412-413)

Июль-Август
Очередной номер журнала CRE вышел  в печатном формате. Журнал выпущен при поддержке: MD Facility Management   Альфа-Сервис   Comcity   ricci   Группа компаний Спектрум   Metrika Investments     O1 Standard   Knight Frank   ОСТАНКИНО BUSINESS PARK   Михайловский Девелопмент В НОМЕРЕ: Актуально ДОРОГИЕ ВСЕ Почему в России продолжает дорожать всё и вся?   ВСЁ НИЖЕ И НИЖЕ Вернёт ли падающая ключевая ставка интерес к коммерческой недвижиммости?   Тема номера УПАЛ,...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (1 - 7 августа)

AFI Development завершила строительство офиса для «Тинькофф», ФНС хочет почти миллиарда от Zenden, на логопарк «Южные врата» претендует девелопер жилья, а CRE Federal Awards 2022 всё ближе. Об этом и многом другом – в нашей традиционной еженедельной подборке.
07.08
Источник: CRE
CRE Awards

Финалисты CRE Federal Awards 2022. Часть 2

Представляем финалистов ежегодной премии в области коммерческой недвижимости CRE Federal Awards 2022. В этой части – результаты первого тура голосования в профессиональных номинациях – «Консультант года» и «Управляющая компания года». Также здесь представлены финалисты «Зелёного кирпича» в сегментах офисной и торговой недвижимости.

03.08
Источник: CRE
Открытие

В «Грозном Молле» открываются международные бренды

Ювелирный бренд Roberto Bravo открыл первый официальный магазин в СКФО.
03.08
Источник: CRE
Аукцион

ТРЦ «Торговый квартал» продают с понижением

Торги по голландской схеме назначены на 9 сентября. Начальная цена составит 3,3 млрд рублей, минимальная – 2,1 млрд.

04.08
Источник: Radius Group
Переговоры

Vesper претендует на «Южные врата»

Стоимость логопарка площадью 650 тыс. кв. м может составлять около 30 млрд рублей.
04.08
Источник: cre.ru
Экспертный анализ

Русские идут

Уже в мае представители российских марок заявили, что готовы занять места уходящих иностранных брендов в сегменте стрит-ретейла – правда, лишь в том случае, если собственники помещений «вернутся с другой планеты по ставкам». И хотя первые магазины некоторые игроки уже открыли или готовятся открыть, тотального импортозамещения на знаковых «тяжелолюксовых» улицах Москвы и Петербурга ждать не стоит.
 
05.08
Источник: Knight Frank
Проект

Воронежский Сити-парк «Град» приступил к реконцепции

Крупнейший торговый объект в ЦФО обновит общие зоны, фуд-корт и часть торговых галерей. Также в торговом центре происходит обновление арендаторов.
03.08

подпишись НА эксклюзивные новости cre