О перспективах коворкингов

По данным мирового исследования Y(our) Space компании Knight Frank, в настоящее время в мире насчитывается почти 18 000 коворкингов, вмещающих 1,7 млн человек. По последним оценкам с начала десятилетия количество коворкингов увеличилось на 3 500%, а работающих в них людей – на 8 000%.
6155

Динамичный рост их количества был настолько впечатляющим, что помещения для коворкингов стали основой многих мировых рынков аренды. Здесь стоит отметить, что наиболее широко известный оператор WeWork всего лишь за 8 лет с момента своего образования стал крупнейшим частным арендатором офисных помещений в Лондоне и на Манхэттене. Тем не менее, несмотря на активный рост, коворкинги по-прежнему составляют менее 10% от офисного предложения на всех основных мировых рынках

Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank, отмечает: «Переход от классического офисного размещения к более гибкому и индивидуальному подходу все еще находится в зачаточном состоянии, очевидно, что процесс переориентации будет длительным. Цифровая революция и тотальная кастомизация заставляют компании признать, что потребности клиентов изменчивы и разнообразны, и, соответственно, успешен тот бизнес, который предлагает нестандартные гибкие решения, а также ориентированные на клиента услуги. Появление модели “пространство-как-сервис” быстро становится нашей новой реальностью, что лучше всего прослеживается в трансформации запросов арендаторов». 



Привлекательность концепции «пространство-как-сервис»

Модель «пространство-как-сервис» в своей основе предполагает несколько ключевых отличий от традиционного предложения в офисной недвижимости. 

Гибкость

• 55% мировых лидеров в области корпоративной недвижимости считают гибкость коворкингов их основным преимуществом. Поскольку цифровой прорыв фундаментально реструктурирует бизнес-процессы, а следовательно, и структуру, и численность организаций – формируется потребность в недвижимости, которая будет более гибкой как в плане вместительности, так и в плане условий аренды. Сейчас продолжительность арендных отношений для обычного офиса в Лондоне сократилась в среднем до 7 лет, а в Москве – до 5 лет. Однако фиксированность арендных условий и издержки по выходу из арендных отношений – достаточно проблематичные аспекты для многих компаний, поскольку предприятия быстро растут и сокращаются в весьма изменчивых условиях ведения бизнеса. В свою очередь, модель «пространство-как-сервис» предполагает увеличение степени контроля над условиями аренды, что в большей мере подходит для современного арендатора.



Приспособление пространства к нуждам арендатора

• Модель «пространство-как-сервис» позволяет арендатору корректировать объем занимаемого пространства в соответствии с текущими бизнес-потребностями. Такой подход исключает затраты на содержание дорогостоящего пустующего пространства и увеличивает эффективность использования занимаемых площадей, поскольку количество рабочих мест может увеличиваться или уменьшаться без значительных временных и финансовых затрат. В этом случае «пространство-как-сервис» резко контрастирует с традиционной арендой, где изменение площадей влечет за собой существенные взыскания.

Общение и сотрудничество 

• Коворкинги сближают людей, работающих в разных организациях, а дизайн пространств формирует чувство общности и подталкивает их к сотрудничеству. Сейчас коворкинги постепенно выходят за рамки обслуживания многочисленных предприятий среднего и малого бизнеса, и появляются пространства, арендатором которых становится только одна крупная компания. Однако даже в этом случае дизайн и отделка повышают уровень кооперации ее сотрудников, способствуют повышению креативности их работы.

Обслуживание и взаимодействие с клиентами

• Клиентоориентированность – основа модели коворкингов. Операторы процветают, поскольку ориентированы на создание экспериментальных пространств, стимулирующих удовлетворение от рабочего места, высокий уровень счастья, а следовательно, и производительность труда. Здесь широко используется опыт гостиничного бизнеса, где компании уделяют особое внимание сохранению клиентов, обеспечивая безупречное высококачественное обслуживание.

Удобство

• Операторы коворкингов стараются обеспечивать максимальный уровень комфорта для поддержания удовлетворенности работников. Так, клиенты могут воспользоваться услугами консьержа, заказать еду и напитки, а также посетить тренажерный зал. Доступ к многочисленным удобствам коворкинга укрепляет чувство общности и улучшает производительность.


 
Оптимизация пространства с помощью данных

• Данные – движущая сила цифрового бизнеса. Операторы коворкингов стремятся получить и использовать информацию о своих помещениях (изменение востребованности той или иной его части, рост количества затрачиваемых ресурсов и т.д.) для улучшения повседневной работы своих клиентов. В дальнейшем собранные данные могут быть использованы для поиска оптимальных вариантов площадки и конфигурации здания.

По словам Константина Лосюкова, в будущем мы увидим мощное развитие модели «пространство-как-сервис». Распространение операторов коворкингов с их стремлением к масштабированию приведет к постепенному укреплению их позиций на рынке, о чем свидетельствует недавнее приобретение компанией WeWork китайского стартапа NakedHub. Более того, «пространство-как-сервис» не ограничится только офисным сегментом. Появляется все больше примеров ретейлеров, операторов досуга и владельцев гостиниц, которые используют свои помещения для создания точек коворкинга для временных работников.


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Лосюков Константин

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Экспертный анализ

Как изменится доля коворкингов и гибких офисов?

JLL представила исследование «Disruption or Distraction: гибкие пространства – качественное изменение офисного рынка или временная мода?». В нем анализируется расширение рынка гибких офисов на 20 крупнейших рынках Европы, а также рассматриваются проблемы, которые создает бурный рост этого сектора для рынка недвижимости, и возможности для арендаторов, девелоперов, инвесторов.
07.12
Исследования рынка

Коворкинги и гибкие рабочие решения: итоги III квартала 2018 г.

Эксперты Colliers International рассказали, каким стал III квартал для московского рынка коворкингов.
 
14.11
Экспертный анализ

Москва прирастает коворкингами

Аналитики CBRE отмечают, что на данный момент в Москве насчитывается 111 гибких офисных пространств, которыми управляют 63 оператора. Общий объем предложения гибких офисных площадей достиг 122 тыс. кв. м. 
24.10

журнал CRE 21 (420)

Декабрь 1
Вышел из печати CRE №21 (Декабрь 1). Журнал выпущен при поддержке: ADG group   Raven Russia   ТРЦ Щёлковский   Группа компаний Cristanval   Radius Group   Альфа-Сервис   MMG   Группа компаний «Пионер»   Nikoliers   Metrika Investments В НОМЕРЕ:   Тема номера ВЛОЖЕНИЯ В ДВИЖЕНИИ По прогнозам, к концу года будет побит прошлогодний рекорд инвестиций в коммерческую и жилую недвижимость   Тренды УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ФОРМАТ Эксперты назыв...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (28 ноября - 4 декабря)

Мультибрендовая сеть MOVE продолжает экспансию, KR Properties планирует расширение «Рассвета», Ghelamco продает свой логопарк, а промзоны «Грайвороново» и «Серп и Молот» получили новые проекты.
04.12
Источник: Malltech
Открытие

В пермской «Планете» открылся MOVE

Мультибрендовый магазин с товарами таких брендов, как Adidas, Reebok и Puma, занял 158 кв. м на втором этаже ТРЦ. Напомним, ранее MOVE также начал работу в ТРЦ «Планета» в Красноярске.
29.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

На смену якорю

Уход брендов, сокращение и переформатирование контента в кинотеатрах, спад доходов и кардинальное изменение потребительского поведения продолжают влиять на торговые центры. Очевидно уже и то, что «батутные парки», «веревочные пространства» и «студии танца» точно не приведут трафик такого же уровня и качества, как некогда кинотеатры и знаковые бренды, и игрокам все-таки придется и искать новые «якоря», и – де-факто – работать с покупателями с чистого листа.

Текст: Иван Майоров. CRE Retail, ноябрь 2022г.

30.11
Источник: Ghelamco
Переговоры

Ghelamco продает свой логопарк на Дмитровском шоссе

Претендентами на складской комплекс площадью 243 тыс. кв. м и 30 га земли на севере Подмосковья в пределах ЦКАД называют Central Properties, «Венталл», Vesper и PLT. Консультантом сделки выступает CORE.XP. Стоимость оценивается в сумму около 11 млрд рублей. Инвестиции в складской сектор в этом году могут поставить новый рекорд с большим отрывом от предыдущих.
01.12
Источник: KR Properties
Проект

KR Properties откроет БЦ на 17 тыс. кв. м в «Рассвете»

Компания вывела на продажу помещения под офисы и стрит-ритейл в бизнес-центре «Королев». Сроки реконструкции исторического здания не уточняются.
29.11
Источник: Пресс-служба группы RBI
Проект

На бывшем питерском хлебозаводе приобщат к культуре

RBI ввела в эксплуатацию реконструированный Левашовский хлебозавод.
 
29.11
Источник: cre.ru
Назначения

«Самолет» займется гостеприимством

Экс-глава Cosmos Hotel Group и ТРЦ «Метрополис» перешел на работу в «Самолет».
 
30.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre