О перспективах коворкингов

По данным мирового исследования Y(our) Space компании Knight Frank, в настоящее время в мире насчитывается почти 18 000 коворкингов, вмещающих 1,7 млн человек. По последним оценкам с начала десятилетия количество коворкингов увеличилось на 3 500%, а работающих в них людей – на 8 000%.
5789

Динамичный рост их количества был настолько впечатляющим, что помещения для коворкингов стали основой многих мировых рынков аренды. Здесь стоит отметить, что наиболее широко известный оператор WeWork всего лишь за 8 лет с момента своего образования стал крупнейшим частным арендатором офисных помещений в Лондоне и на Манхэттене. Тем не менее, несмотря на активный рост, коворкинги по-прежнему составляют менее 10% от офисного предложения на всех основных мировых рынках

Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank, отмечает: «Переход от классического офисного размещения к более гибкому и индивидуальному подходу все еще находится в зачаточном состоянии, очевидно, что процесс переориентации будет длительным. Цифровая революция и тотальная кастомизация заставляют компании признать, что потребности клиентов изменчивы и разнообразны, и, соответственно, успешен тот бизнес, который предлагает нестандартные гибкие решения, а также ориентированные на клиента услуги. Появление модели “пространство-как-сервис” быстро становится нашей новой реальностью, что лучше всего прослеживается в трансформации запросов арендаторов». 



Привлекательность концепции «пространство-как-сервис»

Модель «пространство-как-сервис» в своей основе предполагает несколько ключевых отличий от традиционного предложения в офисной недвижимости. 

Гибкость

• 55% мировых лидеров в области корпоративной недвижимости считают гибкость коворкингов их основным преимуществом. Поскольку цифровой прорыв фундаментально реструктурирует бизнес-процессы, а следовательно, и структуру, и численность организаций – формируется потребность в недвижимости, которая будет более гибкой как в плане вместительности, так и в плане условий аренды. Сейчас продолжительность арендных отношений для обычного офиса в Лондоне сократилась в среднем до 7 лет, а в Москве – до 5 лет. Однако фиксированность арендных условий и издержки по выходу из арендных отношений – достаточно проблематичные аспекты для многих компаний, поскольку предприятия быстро растут и сокращаются в весьма изменчивых условиях ведения бизнеса. В свою очередь, модель «пространство-как-сервис» предполагает увеличение степени контроля над условиями аренды, что в большей мере подходит для современного арендатора.



Приспособление пространства к нуждам арендатора

• Модель «пространство-как-сервис» позволяет арендатору корректировать объем занимаемого пространства в соответствии с текущими бизнес-потребностями. Такой подход исключает затраты на содержание дорогостоящего пустующего пространства и увеличивает эффективность использования занимаемых площадей, поскольку количество рабочих мест может увеличиваться или уменьшаться без значительных временных и финансовых затрат. В этом случае «пространство-как-сервис» резко контрастирует с традиционной арендой, где изменение площадей влечет за собой существенные взыскания.

Общение и сотрудничество 

• Коворкинги сближают людей, работающих в разных организациях, а дизайн пространств формирует чувство общности и подталкивает их к сотрудничеству. Сейчас коворкинги постепенно выходят за рамки обслуживания многочисленных предприятий среднего и малого бизнеса, и появляются пространства, арендатором которых становится только одна крупная компания. Однако даже в этом случае дизайн и отделка повышают уровень кооперации ее сотрудников, способствуют повышению креативности их работы.

Обслуживание и взаимодействие с клиентами

• Клиентоориентированность – основа модели коворкингов. Операторы процветают, поскольку ориентированы на создание экспериментальных пространств, стимулирующих удовлетворение от рабочего места, высокий уровень счастья, а следовательно, и производительность труда. Здесь широко используется опыт гостиничного бизнеса, где компании уделяют особое внимание сохранению клиентов, обеспечивая безупречное высококачественное обслуживание.

Удобство

• Операторы коворкингов стараются обеспечивать максимальный уровень комфорта для поддержания удовлетворенности работников. Так, клиенты могут воспользоваться услугами консьержа, заказать еду и напитки, а также посетить тренажерный зал. Доступ к многочисленным удобствам коворкинга укрепляет чувство общности и улучшает производительность.


 
Оптимизация пространства с помощью данных

• Данные – движущая сила цифрового бизнеса. Операторы коворкингов стремятся получить и использовать информацию о своих помещениях (изменение востребованности той или иной его части, рост количества затрачиваемых ресурсов и т.д.) для улучшения повседневной работы своих клиентов. В дальнейшем собранные данные могут быть использованы для поиска оптимальных вариантов площадки и конфигурации здания.

По словам Константина Лосюкова, в будущем мы увидим мощное развитие модели «пространство-как-сервис». Распространение операторов коворкингов с их стремлением к масштабированию приведет к постепенному укреплению их позиций на рынке, о чем свидетельствует недавнее приобретение компанией WeWork китайского стартапа NakedHub. Более того, «пространство-как-сервис» не ограничится только офисным сегментом. Появляется все больше примеров ретейлеров, операторов досуга и владельцев гостиниц, которые используют свои помещения для создания точек коворкинга для временных работников.


иГРОКИ РЫНКА

Knight Frank Russia

Лосюков Константин

Консалтинг и брокеридж

Knight Frank Russia

Материалы по теме

Экспертный анализ

Как изменится доля коворкингов и гибких офисов?

JLL представила исследование «Disruption or Distraction: гибкие пространства – качественное изменение офисного рынка или временная мода?». В нем анализируется расширение рынка гибких офисов на 20 крупнейших рынках Европы, а также рассматриваются проблемы, которые создает бурный рост этого сектора для рынка недвижимости, и возможности для арендаторов, девелоперов, инвесторов.
07.12
Исследования рынка

Коворкинги и гибкие рабочие решения: итоги III квартала 2018 г.

Эксперты Colliers International рассказали, каким стал III квартал для московского рынка коворкингов.
 
14.11
Экспертный анализ

Москва прирастает коворкингами

Аналитики CBRE отмечают, что на данный момент в Москве насчитывается 111 гибких офисных пространств, которыми управляют 63 оператора. Общий объем предложения гибких офисных площадей достиг 122 тыс. кв. м. 
24.10

журнал CRE 13-14 (412-413)

Июль-Август
Очередной номер журнала CRE вышел  в печатном формате. Журнал выпущен при поддержке: MD Facility Management   Альфа-Сервис   Comcity   ricci   Группа компаний Спектрум   Metrika Investments     O1 Standard   Knight Frank   ОСТАНКИНО BUSINESS PARK   Михайловский Девелопмент В НОМЕРЕ: Актуально ДОРОГИЕ ВСЕ Почему в России продолжает дорожать всё и вся?   ВСЁ НИЖЕ И НИЖЕ Вернёт ли падающая ключевая ставка интерес к коммерческой недвижиммости?   Тема номера УПАЛ,...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (1 - 7 августа)

AFI Development завершила строительство офиса для «Тинькофф», ФНС хочет почти миллиарда от Zenden, на логопарк «Южные врата» претендует девелопер жилья, а CRE Federal Awards 2022 всё ближе. Об этом и многом другом – в нашей традиционной еженедельной подборке.
07.08
Источник: CRE
CRE Awards

Финалисты CRE Federal Awards 2022. Часть 2

Представляем финалистов ежегодной премии в области коммерческой недвижимости CRE Federal Awards 2022. В этой части – результаты первого тура голосования в профессиональных номинациях – «Консультант года» и «Управляющая компания года». Также здесь представлены финалисты «Зелёного кирпича» в сегментах офисной и торговой недвижимости.

03.08
Источник: CRE
Конфликт

Zenden проиграл суд ФНС

Арбитраж Владимирской области вынес решение в пользу налоговиков, которые требуют от ритейлера 867 млн рублей.

03.08
Источник: CRE
Открытие

В «Грозном Молле» открываются международные бренды

Ювелирный бренд Roberto Bravo открыл первый официальный магазин в СКФО.
03.08
Источник: CRE
Аукцион

ТРЦ «Торговый квартал» продают с понижением

Торги по голландской схеме назначены на 9 сентября. Начальная цена составит 3,3 млрд рублей, минимальная – 2,1 млрд.

04.08
Источник: Radius Group
Переговоры

Vesper претендует на «Южные врата»

Стоимость логопарка площадью 650 тыс. кв. м может составлять около 30 млрд рублей.
04.08
Источник: cre.ru
Экспертный анализ

Русские идут

Уже в мае представители российских марок заявили, что готовы занять места уходящих иностранных брендов в сегменте стрит-ретейла – правда, лишь в том случае, если собственники помещений «вернутся с другой планеты по ставкам». И хотя первые магазины некоторые игроки уже открыли или готовятся открыть, тотального импортозамещения на знаковых «тяжелолюксовых» улицах Москвы и Петербурга ждать не стоит.
 
05.08

подпишись НА эксклюзивные новости cre