Критерии ликвидности, новые форматы и 214-ФЗ — как меняется рынок?

Роман Семчишин, коммерческий директор компании Sminex
 
12119

К середине 2019 г. на рынке коммерческой недвижимости обозначилось несколько тенденций. Эффективные направления с точки зрения инвестирования — офисная недвижимость с отделкой, коворкинги и готовый арендный бизнес (ГАБ). Ретейл остается стабильным бизнесом со всеми его плюсами и минусами, поэтому о нем говорить неинтересно.

Инвесторы при покупке коммерческой недвижимости оценивают не только ключевые критерии ликвидности помещений — локацию, инфраструктуру и полный набор систем комфорта. Они ищут новые форматы, которые отвечают запросам и предпочтениям арендаторов. Помимо этого, покупатели хотят, чтобы девелопер избавил их от «головной боли» отделки офиса, поэтому все чаще приобретают готовые помещения. ГАБ, например, привлекателен для инвесторов, потому что они не занимаются поиском арендатора и вопросами, связанными с эксплуатацией.

Драйверы роста офисной недвижимости

Рынок офисной недвижимости ожил и весьма бодро себя чувствует. Связано это с тем, что после кризиса 2014-2016 гг. экономика восстановилась, активность предпринимателей и компаний выросла. Вслед за ними возросла потребность в офисах. Наконец-то спрос превысил предложение, так как после 2016 г. крайне мало офисных зданий вводилось в эксплуатацию. Например, в 2018 г. прирост офисного предложения составил 123 тыс. кв. м (оценка JLL, данные консалтинговых компаний варьируются от 125 тыс. до 180 тыс. кв. м). Доля вакантных площадей в среднем по рынку составляет 10,3%, это минимальный показатель за 10 лет.

Ликвидные помещения сегодня — нарасхват. Офис считается ликвидным, если соответствует ключевым требованиям: круглосуточный доступ, на территории есть столовая и кафе, он расположен не далее, чем в честных 10 минутах пешком от метро, выглядит презентабельно и обладает полным набором систем комфорта (безопасность, центральное кондиционирование и вентиляция). Это обязательный минимум — помещения с такими характеристиками находят арендатора или покупателя в разумный срок по рыночной цене. Дополнительные опции увеличивают ликвидность, а вместе с ней стоимость помещения, и существенно сокращают время экспонирования. Полагаю, что в ближайший год мы услышим о начале строительства нескольких бизнес-центров, обладающих такими характеристиками.



Внутри сегмента офисной недвижимости, на мой взгляд, стоит обратить внимание на возросший спрос на помещения с отделкой. Девелоперы не могут не приветствовать эту тенденцию, потому что предприниматели должны заниматься бизнесом, а не ремонтом.

Еще одним драйвером строительства новых офисных центров могут стать изменения в 214-ФЗ и появление новой схемы работы с использованием эскроу-счетов. Нововведение в законодательстве не затрагивает взаиморасчеты между покупателем и застройщиками коммерческой недвижимости, поэтому может стать катализатором для развития сферы.

Эволюция рынка коворкингов

Коворкинги — относительно новый формат, набирающий популярность. У владельцев коммерческих помещений появился еще один вариант использования своего актива. И хотя этот сегмент рынка еще на стадии формирования, мы наблюдаем за его бурным развитием: появляется все больше предложений и операторов.

Оценить рынок коворкингов сложно, потому что пока нет стройной аналитики. При этом, по данным Cushman & Wakefield, за первый квартал 2019 г. в Москве выведено 9 тыс. кв. м помещений, функционирует более 100 коворкингов. В ближайшие годы в столице ожидается ежегодный рост этого сегмента на 30-40%.  



В то же время под большим вопросом емкость рынка. Доля коворкингов от общего предложения офисов в Москве составляет только 1%. Потому что один из главных их недостатков — мелкие временные арендаторы. Этот рынок сможет существовать, только если этих мелких и временных арендаторов станет много. От этого выиграют коворкинги и, следовательно, рынок коммерческой недвижимости.  

В Москве заполнены 70-90% помещений коворкингов (данные Colliers International). Своего арендатора быстро находят помещения с характеристиками, которые становятся решающими при выборе коворкинга: технологичность, гибкость офисного помещения, возможности для проведения мероприятий. При этом на рынке складывается тенденция: если видят «нестандартное» здание, с которым непонятно что делать, преобразуют в коворкинг.

В случае с коворкингами у инвестора 2 пути: создать свой бизнес или пригласить оператора, который покупает помещение или берет в аренду. Доход от сдачи офисов в краткосрочную аренду может в несколько раз превосходить ставку, по которой операторы снимают объекты. То есть большую часть маржи операторы оставляют у себя. Владельцу же помещения достается лишь экспериментальный арендатор по низкой ставке.

Хит продаж на рынке коммерческой недвижимости

Готовый арендный бизнес (ГАБ) продолжает отвоевывать позиции у рынка жилой недвижимости. Мы замечаем, что все больше людей, прежде чем инвестировать, берутся за калькулятор и считают, куда выгоднее вложить, например, 10 миллионов: в покупку квартиры, которую они будут сдавать за 30-50 тыс. руб. в месяц, или в покупку ГАБ, который будет приносить 90-120 тыс. руб. в месяц. Медленно, но верно инвестиционная сознательность граждан растет. Мы видим это по портфелю Sminex, в котором ГАБ осталось немного.

Ключевое преимущество покупки готового арендного бизнеса в том, что покупатель избавлен от головной боли поиска арендатора: он покупает офис или ретейл сразу с арендатором и с первого дня получает доход. Помимо этого, владелец ГАБ не занимается решением вопросов, связанных с обслуживанием помещений, - для этого есть управляющая компания или служба комфорта.

У владельцев коммерческой недвижимости всегда есть риск, что арендатор съедет. Поэтому при покупке нужно уделять внимание ликвидности помещения. Объекты, отвечающие критериям ликвидности, обычно находят арендатора в течение месяца. Это доказывает опыт владельцев ГАБ в наших проектах, где помещение редко остается свободным дольше месяца.


Материалы по теме

Экспертный анализ

«Учиться, учиться и еще раз учиться»: о рекордном объеме инвестиций в студенческое жилье

Аналитики компании Knight Frank провели масштабное исследование мировых рынков жилья для студентов. Доля международных инвестиционных сделок со студенческим жильем достигла примерно 40% от общего объема инвестиций в данном сегменте за последние три года.
08.07
Экспертный анализ

Инвестиционный оптимизм: итоги 1 полугодия от JLL

По оценке компании JLL, объем инвестиционных сделок на рынке недвижимости России в 1-м полугодии 2019 г. составил более 1,6 млрд долл., что на 24% превышает результат аналогичного периода предыдущего года (1,3 млрд долл.).
05.07
Исследования рынка

Инвестиции в коммерческую недвижимость сократились

Согласно данным JLL, объем инвестиционных сделок на мировом рынке коммерческой недвижимости в 1-м квартале 2019 г. составил 156 млрд долл., что на 8% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
20.06

журнал CRE 3 (423), 2023

Март
Вышел из печати мартовский CRE № 3 (423), 2023 Журнал выпущен при поддержке: Sminex-Интеко   MD Facility Management   RD Management   Raven Russia   Metrika Investments   Группа компаний Спектрум   S.A. Ricci   Читайте в номере:   Актуально ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ Бизнес ищет в дружественных странах дополнительные способы доставки товаров   Тема номера ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ДОХОДЯГА Будущее формата арендных домов не очевидно, но оно есть   Интервью Сергей Матюхин, генеральный д...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (20-26 марта)

Офисная конференция, складские сделки, проект нового «Сити» в Коммунарке, результаты X5 Group и ТРЦ «Небо», а также новый материал из журнала CRE Retail – в нашей традиционной подборке.
26.03
Источник: CRE
События

Office Development Brunch: Классический офисный рынок умер, да здравствует новый офисный рынок?

На офисном рынке один вызов сменяется другим, а понимание того, что на самом деле происходит, к чему всем участникам готовиться – разнится у всех игроков. На новом мероприятии, организованном CRE Events, мы постарались схлестнуть консультантов с инвесторами, девелоперов с арендаторами, строителей с собственниками, чтобы привести тот хаос, который еще есть на рынке к какому-то общему знаменателю. Получилось ли у нас? – читайте в этом отчете или смотрите в полном видео конференции.
22.03
Источник: Radius Group
Сделка

«Русский свет» озарит «Южные врата»

Поставщик электротехнического оборудования и светотехники арендовал в индустриальном парке под управлением Radius Group блок площадью 32 тыс. кв. м. Консультантом сделки выступила NF Group.
23.03
Источник: CRE
Открытие

Флагманский Love Republic открылся во Владивостоке

Магазин площадью 756 кв. м расположился в ТВК «Калина Молл». Для Love Republic это 160-й магазин собственной розничной сети.
27.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

Всё будет маркетплейс

Забастовка представителей пунктов выдачи Wildberries, недовольство партнёров другими агрегаторами в очередной раз обострили проблемы, о которых на рынке говорили с момента формирования в сегменте олигополии: всё будет маркетплейс, но это не всем понравится. Некоторые эксперты прогнозируют, впрочем, «запуск хотя бы частичных процессов переформатирования» электронной торговли в России, площадками заинтересовались в ФАС, а депутаты Госдумы разрабатывают законопроект по маркетплейсам, уже прозванный в кулуарах «законом Бакальчук».
 
Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail.
24.03
Источник: CRE
Проект

«Крост» позовет бизнес в Коммунарку

Девелопер планирует построить МФК на 190 тыс. кв. м в административно-деловом центре «Коммунарка», который по замыслу столичных властей должен стать аналогом «Москва-Сити».
23.03
Источник: Депо. Три вокзала
Открытие

В «Депо. Три вокзала» открывается кинопаркинг

Вместимость кинотеатра составляет более 100 машиномест, размеры экрана – 15х6 метров.

23.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre