Занимай и властвуй: главные тенденции на рынке стрит-ритейла в 2022 году

2022 год стал непростым испытанием для рынка коммерческой недвижимости. Экономическая турбулентность и стрессовые геополитические события, несомненно, оказали свое влияние. Однако даже на фоне санкций и приостановления деятельности зарубежных брендов в России, стрит-ритейл проявил себя как стабильный инвестиционный инструмент. В пандемийный период рынок стрит-ритейла сумел выработать столь высокий иммунитет к радикальным потрясениям, что в 2022-м даже продемонстрировал рост. О тенденциях рынка рассказывает Ирина Буренко, коммерческий директор R4S Group.
474
Изображение взято из источника: R4S Group
Пик за пиком

Одной из главных тенденций на рынке стрит-ритейла в 2022 году стало увеличение активности арендаторов. По данным R4S Group, общее количество заключенных сделок в компании в 2022 году на 53% превышает аналогичные показатели прошлого года. Наиболее продуктивным, на удивление, стал IV квартал 2022 года - активность арендаторов возросла более, чем в два раза по сравнению с IV кварталом 2021 года и на 72% относительно III квартала 2022 года.

Самое оживленное время для заключения договоров аренды пришлось на декабрь, июнь и апрель. Примечательно, что пик активности арендаторов следовал за периодом стрессового затишья, обусловленного стрессовыми событиями в стране. Так, количество сделок в апреле в два раза превысило мартовские показатели. Аналогичная картина сложилась и в декабре 2022 года - объем договоров аренды увеличился в три раза по сравнению с сентябрем.

Табачные – вместо продуктовых

В 2022 году произошла очевидная смена сегментов-лидеров на рынке. Если в 2021 году наибольшее число открытий было зафиксировано у продуктовых ритейлеров, то в 2022 году их место заняли магазины табачной продукции. Количество заключенных договоров среди табачных магазинов в 2022 году возросло более, чем в два раза относительно 2021 года и составило 20% от количества сделок. Агрессивно заходить на рынок они начали во втором полугодии 2022 года, что отчасти отражало растущий уровень стресса в обществе на фоне политических событий.

Вторым по популярности сегментом стали форматы стрит-фуда и «кофе с собой», суммарно заключившие 19% сделок в 2022 году. Но, в отличие от табачных магазинов, оживление активности общепита пришлось на первое полугодие 2022 года. К концу года мы наблюдали значительное снижение открытий такого формата - это говорит об избытке предложения на рынке.

Третье место занял российский fashion ритейл с 9% от общего количества договоров. Показательно, что данное направление не пользовалось спросом до 2022 года. С июня российские fashion операторы стали динамично заходить на рынок стрит-ритейла. По данным NF Group (ex-Knight Frank), за 2022 год в Москве открылось 15 магазинов одежды российских дизайнеров - это стало абсолютным рекордом для отечественной индустрии моды. После ухода зарубежных брендов в Москве начали набирать популярность локальные fashion ритейлеры. Причем, отечественные бренды предпочитают открывать свои магазины именно в формате стрит-ритейла. В значительной степени это связано с активным трафиком на пешеходных улицах столицы: в отличие от торговых центров проходимость объектов стрит-ритейла не уменьшилась после ухода иностранных компаний. Свою роль сыграло и восстановление отложенного в пандемию потребительского спроса.

В преддверие Нового года мы наблюдали подъем ювелирных магазинов, открытие которых в основном пришлось на декабрь этого года. В 2022 году количество сделок с магазинами ювелирной продукции превысило аналогичные показатели прошлого года в четыре раза.

Банки, аптеки и пекарни не идут на улицу

По сравнению с 2021 годом наибольшее сокращение по числу открытий наблюдается у финансовых учреждений, салонов связи, аптечных сетей и медицинских лабораторий. Уменьшение численности арендаторов банковского сектора и салонов связи может быть следствием цифровизации финансовых операций. Благодаря новым технологиям пользователи могут совершать все необходимые операции в мобильных приложениях, а не в физических отделениях банка.

Количество заключенных в R4S Group договоров аренды в сфере медицинских услуг сократилось в четыре раза относительно показателей 2021 года. Такая динамика, скорее всего продиктована тем, что данная область уже заняла свою нишу в стрит-ритейле, поэтому дальнейшее расширение аптечных и медицинских сетей не является целесообразным. К тому же, спад открытий медицинских лабораторий в 2022 году совпал со снижением заболеваемости короновирусом. В 2021 году данные учреждения были востребованы в том числе из-за массового проведения тестов на COVID-19.

Мы наблюдаем сокращение открытий и у пекарен - в 2022 году количество заключенных договоров аренда в компании уменьшилось в 2,5 раза по сравнению с 2021 годом, когда мы наблюдали фазу активного наращивания присутствия пекарен и кондитерских. На это оказывают влияние сразу несколько факторов: перенасыщение предложения на рынке, конкуренция с крупными торговыми сетями и санкции, ограничивающие импорт хлебопекарного оборудования.

Средняя площадь сокращается

Еще одним трендом 2022 года стало сокращение среднего объема арендуемых площадей с 80 кв. м в 2021 году до 50 кв. м в 2022 году. Как результат, при увеличении активности арендаторов на 53% по сравнению с 2021 годом, объем арендуемых площадей возрос всего на 5%. Наиболее востребованы небольшие помещения до 30 кв. м - на них пришлось 61 % от общего количества сделок.

Предпочитают такие помещения заведения каждодневного спроса: табачные магазины, стрит-фуд, формат «кофе с собой». Средние помещения от 30 кв. м до 100 кв. м пользуются популярностью среди продуктовых магазинов и fashionоператоров. Аренду площади более 100 кв. м в основном рассматривают под рестораны и обувные магазины.

Во многом перераспределение спроса с больших помещений на малые объясняется желанием арендаторов оптимизировать пространство и сократить расходную часть. Отвечая запросам рынка, летом мы вывели на рынок беспрецедентное предложение на Патриарших прудах - 5 компактных лотов площадью от 5,9 кв. м до 9,4 кв. м в нашем новом проекте на Большой Бронной, 11. В этой топовой локации с крайне низкой вакансией исторически отсутствовали коммерческие площади таких размеров, в то время как потребность в них была очевидна. В результате, мы получили моментальный отклик от арендаторов, часть помещений была забронирована сразу после выхода предложения на рынок. Уже в декабре первый арендатор на Большой Бронной, 11 открыл свои двери.

Несокрушимая устойчивость

В течение 2022 года стрит-ритейл демонстрировал показатели, превышающие эффективность других сегментов рынка коммерческой недвижимости. Кризисы прошлых лет подготовили рынок аренды торговой недвижимости к текущей ситуации, благодаря чему он оперативно реагировал на все радикальные потрясения этого года. Для многих инвесторов этот год стал показательным по части пересмотра рентабельности активов. Во время обвала фондовых бирж, повышения ключевой ставки, стагнации рынка жилой и офисной недвижимости инвестиции в стрит-ритейл остаются консервативным, стабильным и прибыльным вложением. Не исключаю, что такая устойчивость и безопасность в перспективе может способствовать снижению доходности в объекты стрит-ритейла.


Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Самара остается лидером по обеспеченности торговыми площадями, а наибольший прирост показали Пермь, Казань и Челябинск

Аналитики консалтинговой компании NF Group оценили обеспеченность качественными торговыми площадями в 15 городах-миллионниках за 2022 год. Согласно исследованию, показатель оценивается в среднем в 507 кв. м/1 000 жителей по итогам года. С 2019 года эта цифра увеличилась на 7,4%, максимальный прирост отмечен в трех городах (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) – в Перми (+49%), Казани (+14%) и Челябинске (+9%). Самара уже шестой год подряд лидирует в рейтинге по обеспеченности населения торговыми площадями – 757 кв. м/1 000 чел. Пермь стала одним из наиболее активно развивающихся городов в части увеличения количества торговых объектов. Если раньше город занимал последнее место в рейтинге, то с 2019 года он поднялся на три позиции и вышел на 12 место, увеличив показатель на 49%, до 384 кв. м/1 000 чел. благодаря открытию в 2021-2022 гг. двух торговых центров: ТЦ «Планета» (GLA: 83 тыс. кв. м) и iMALL (GLA: 40,5 тыс. кв. м).
23.01
Источник: CRE
Исследования рынка

Nikoliers: Ввод коммерческой недвижимости в Петербурге за 2022 год почти в 2 раза превзошел показатели 2021 года

Консалтинговая компания Nikoliers подвела итоги 2022 года в офисном, складском и торговом сегментах недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По объемам ввода коммерческой недвижимости прошлый год стал рекордным на региональном рынке за последние восемь лет. Таких показателей удалось достичь благодаря активности девелоперов в складском сегменте — объем ввода складов за прошедший год вырос в 2,7 раза.
23.01
Источник: CRE
Экспертный анализ

DNA Realty: Табак – больше не дело?

В компании ожидают закрытия более половины существующих табачных магазинов из-за планируемого запрета на электронные сигареты и вейпы. Такие помещения занимают до 2,5 тыс. кв. м в стрит-ритейле (данные DNA), и найти им замену по сопоставимым ставкам будет сложно.

 
20.01

журнал CRE 22-1 (421)

Декабрь (2) - Январь (1)
Журнал вышел в печатном формате.  С PDF версией журнала можно ознакомиться ЗДЕСЬ Номер выпущен при поддержке: Группа компаний Спектрум MD Facility Management   MMG   City&Malls PFM   ТЕХНОПАРК PERERVA   Comcity RD Management   Группа компаний «Пионер»   Raven Russia   УК Zeppelin   Галс-Девелопмент   ricci Авито   Nikoliers В НОМЕРЕ ПОДВОДИМ ИТОГИ 2022 г.: ЛИЦА ГОДА  В судьбе их компаний как в капле воды отразилдось все, что происходило с рынком в это...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 января)

Продажа завода Mars, долгожданный переезд бывшей PwC, складские планы CORE.XP и «Гранель», итоги года по портфелям O1 Properties и SOK, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail – в нашей традиционной подборке новостей за неделю.
22.01
Источник: CRE
Экспертный анализ

Взяли в оборот

Торговые центры всё жёстче настаивают на включении интернет-заказов ритейлеров и других операторов в арендную схему «процента с оборота». На фоне бума e-commerce и спада трафика в моллах, собственники и управляющие компании называют решение справедливым и оправданным, арендаторы же – поспешным и популистским, указывая на необходимость «разделять потоки».
 
Текст: Влад Лория. CRE Retail, январь 2023г.
25.01
Источник: O1 Properties, Ducat Place II
Экспертный анализ

Отделочные работы

Уход иностранных арендаторов, высокая вакансия, увеличение себестоимости при росте спроса на лоты «под ключ» продолжают переформатировать офисный сегмент. Часть объектов «теряет класс» уже сейчас, но остающиеся резиденты будут только повышать требования к рабочим местам.

Текст: Иван Майоров. Журнал CRE, январь 2023г.
23.01
Источник: Пресс-служба Multispace
Сделка

Multispace Dinamo принял крупного арендатора

Арендатором сервисного офиса Multispace Dinamo стала крупная российская производственная компания.

23.01
Источник: CRE, Новикова Л.А.
Сделка

В конце 2022 года продали БЦ Nevis

Покупателем офисного центра площадью 15 тыс. кв. м могла стать структура Лукойла или один из топ-менеджеров нефтяной компании.
24.01
Источник: CRE
Сделка

Ozon арендовал 110 тыс. кв. м складов на Горьковском шоссе

Изначально площади в первом проекте регионального девелопера «Адва» в Москве должен был занять Aliexpress.

23.01
Источник: Щелковский
Открытие

«Снежная Королева» открылась в «Щелковском»

Площадь магазина составила более 1,5 тыс. кв. м.
20.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre