Анна Образцова: «Один ритейл - уже в поле не воин: все более интересные решения времяпрепровождения – еда и edutainment - начинают набирать вес»

Анна Образцова, коммерческий директор ADG Group, о проекте реновации районных центров, составе арендаторов и будущем ритейла.

- Анна, как компания подходит к выбору арендаторов в проекте 39 районных центров по Москве?

- Последние кризисные годы сами определили первичный критерий выбора партнера – это компании, продолжающие развивать свой бизнес. Но он не единственный, конечно. Наш подход к формированию тенант-микса подразумевает привлечение «правильного» арендатора под каждый объект. Нет необходимости хаотично и рандомно разговаривать с любым, кто может просто заплатить ставку аренды. Мы начали с того, что проанализировали и выявили соответствующие концепции районного центра категории товаров и услуг, которые будут востребованы у конечного потребителя на частой основе, что в свою очередь обеспечит среднюю посещаемость центра 3 раза в неделю.

Конечно же, учитываются и особенности локаций, и ценовой уровень вокруг каждого проекта. Таким образом, набор функций арендаторов отвечает потребностям той целевой аудитории, которая проживает в районе. Дополнительно стоит отметит, что для нас также крайне важен формат арендатора, начиная от определения оптимальной и эффективной площади и ассортимента, который будет соответствовать прогнозируемой частотности покупок, дополнительных сервисов, и заканчивая требованиями к дизайну своего магазина. Конечно, мы рады партнерствам с прогрессивными ритейлерами, которые не только понимают, но и применяют инструментарий омниканальных продаж, готовы совместно искать новые решения с целью эффективного развития своего бизнеса. Такой подход обеспечит высокий уровень реализации концепции проекта и единообразие качества для посетителей.

- Будут ли в новых районах актуальны именно торговые центры, или потребности в ритейле закроют первые этажи жилых объектов, где сейчас в обязательном порядке размещаются только коммерческие помещения?

- Исторически стандартные торговые центры и позиционировались как комплекс товаров и услуг под одной крышей. В то время, как стрит ритейл подразумевает целевое посещение одной или минимального количества функций, расположенных рядом. Реконструируя сеть кинотеатров, ADG Group формирует новое пространство для жителей районов, наполненное общественными сервисами, ритейлом, развлекательными и образовательными функциями. По сути, получается еще одно место притяжения – между домом и работой. Например, молодая семья может пойти на обед в  ресторан, дальше мама идет за косметикой в дрогери, папа в супермаркете покупает продукты, а ребенок в это время - на занятии в развивающем клубе. Потом вечером вся семья направляется в кинотеатр. Мы спрогнозировали сценарии посещения районных центров разными целевыми аудиториями, и получилась картина стабильного траффика без перекоса на выходные дни. Какой стрит-ритейл сможет обеспечить режим такой многозадачности?

- Какой состав арендаторов должен быть в современном районном центре, чтобы он стал настоящим центром притяжения для жителей?

- В проекте есть три основных якоря. Первый и исторический – это кинотеатр, который будет фактически в каждом центре. У кинотеатра будет в среднем 5-6 залов, в каждом из которых - порядка ста мест. Над «продуктом» кинотеатра мы работаем особо тщательно, поскольку хотим создать действительно правильный кинотеатр у дома, куда можно пойти всей семьей, и за этим следует определенный набор сервисов, функций и качества кинотеатра. Такой продукт позволит отстроиться от всего, что есть сегодня на рынке, и при этом цена билетов должна быть приемлемой для аудитории, живущей в каждом из районов.

Второй якорь - это сеть супермаркетов «Лента», с которой недавно подписан договор: 36 локаций, 47 тыс. кв. м общая площадь сделки. «Лента» - успешный и крупный игрок, который себя уже зарекомендовал и в Санкт-Петербурге и регионах, а теперь активно развивается в Москве.

И третий якорь для нас - фактически это целая  функция общественного питания, которая будет занимать значительную часть площадей  в каждом из наших проектов. По планировочным решениям можно видеть, что при входе в каждом из районных центров будут кафе, тематические рестораны, семейные рестораны, фуд-станции на разных этажах, где можно перекусить.  В некоторых проектах планируем развивать формат фуд-холов, где по-новому организовано само зонирование арендаторов: операторы выносятся в середину пространства, вокруг них делаются комфортные посадочные и лаунж зоны. Тем самым создается трендовый формат для привлечения гастроэнтузиастов: малого и среднего бизнеса с интересной кухней, которую невозможно найти в сетях фаст-фуда. Это уже не просто место, чтобы быстро поесть и убежать, а по сути это пространство для времяпрепровождения, в которое могут быть интегрированы лекции, общественные встречи, клубы по интересам каждого района. Функцию питания мы наполняем новым качеством. Более того,  если посмотреть на инфраструктуру, которая есть в спальных районах Москвы, то найти хороший ресторан или кафе сейчас непросто, обычно ради этого приходится ехать на транспорте. Опросы жителей районов, которые мы проводили, показывают: рестораны и кафе - среди наиболее ожидаемых категорий в составе районных центров.

И еще важно подчеркнуть: ядро нашей категории – семья. Поэтому помимо трех якорей, которые будут генерить основной трафик, районные центры будут предлагать товары, услуги и функции, востребованные всеми членами семьи на повседневной основе. Товары для дома, косметика и парфюмерия, одежда и обувь, товары и услуги для детей, салоны красоты, товары для спорта, хобби - это и многое другое будет в районном центре, позволяя семье получить все самое необходимое в современном и комфортном пространстве, не тратя ценное время на поездки по городу.

- Возможно ли, что в будущем торговля районных центров будет ограничиваться только гипермаркетом, а остальные площади займут развлечения, спортивные и образовательные проекты? Или, например, в ТЦ пойдут фэшн-операторы, которые сейчас «районники» не рассматривают?

- Действительно, мы живем в такое время, когда ритейл сильно меняется. Меняется с точки зрения конечных игроков на рынке и в целом подхода девелоперов к тому, как организовать торговое пространство. Да и торговое ли оно теперь вообще?.. Налицо мировой тренд на сокращение площади основных магазинов за счет активизации продаж в интернете. Но одновременно никто не может отменить покупательский опыт, и люди по-прежнему любят прийти посмотреть товар «вживую». Больше 60% потенциальных покупателей, которые вначале пришли в магазин (потрогали, посмотрели, повертели), ушли в Интернет и купили там. Или, наоборот, кто-то вначале в интернете посмотрел - а таких не меньше половины, согласно статистике, - а потом пришел «физически» убедиться, что все окей, и купил в оффлайне. Поэтому мы считаем, что торговля из торговых центров не уйдет. Вопрос – в форматах. Сейчас тренд - на мини-форматы магазинов, которые продают базовый ассортимент, будь то одежда сезонная, там же идет пункт выдачи товаров этого магазина, и уже создается мультифункциональное пространство.

Появляются гибридные форматы ритейла и развлечений, например, это может быть магазин по продаже спортивной одежды плюс клуб бегунов, которые в этом же магазине имеют возможность воспользоваться раздевалкой и, соответственно, покупают товары или заказывают их в интернете и получают тут же на месте через пункт выдачи этого магазина. Образовательные проекты тоже очень серьезно востребованы москвичами. Сейчас их пытаются реализовать сами арендаторы, есть масса примеров, когда идут мастер-классы от ритейлеров и когда владельцы торговых комплексов привозят интересных спикеров, а посетители на это отвечают отличным траффиком.

Таким образом, один ритейл - уже в поле не воин: все более интересные решения времяпрепровождения – еда и edutainment - начинают набирать вес.  

 

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre