Иван Труфанов: «Сегодня нет времени на эксперименты, нужно выходить на операционную прибыль как можно раньше»

Иван Труфанов, генеральный директор сервиса доставки Broniboy, о самочувствии рынка доставки и переменах, которые нам нем произошли после сентября, среднем чеке и спросе на курьеров, а также – покупательских ориентирах.

- Иван, на какие продукты резко возрос спрос после объявления частичной мобилизации? И как изменились цены на них?

- Спрос на автомобили, недвижимость, бытовую технику сократился. Люди стали меньше думать о больших покупках, поскольку поменялись их приоритеты. В условиях неопределенности, как известно, многие предпочитают откладывать серьезные покупки на потом.

Но для нас осень — это просто высокий сезон, тот есть существенных изменений в количестве заказов в разных категориях мы не заметили. Был обычный сезонный рост, на который не сильно повлияла мобилизация. Сейчас мы не видим резкого роста спроса на отдельные продукты. Осенью никто не закупался впрок, как это было в первые месяцы пандемии.

Однако нужно отдавать себе отчет, что со временем платежеспособность населения будет падать, а цены на продукты - расти. Это уже коснулось тех, которые ввозят на территорию РФ. Чуть позже поднимется стоимость и отечественной продукции, потому что из-за наложенных на Россию санкций, скорее всего, вырастет стоимость производства, хотя государство и будет пытаться удерживать цены в разумных рамках так долго, насколько это возможно.

Возвращаясь к спросу - возможно, он вырастет спрос на товары первой необходимости, а всякие лакомства будут покупать только для особых случаев.

- А что в целом происходило с доставкой продуктов – люди стали заказывать чаще, меньше или все осталось на прежнем уровне?

- Мы предполагали падение, но пока не увидели существеннои? просадки объемов. Изменении? по среднему чеку, частоте использования сервисов, распределению по заказам и т.д. тоже не было — как по продуктам, так и по готовой еде из ресторанов.

При этом мы видим, что количество поисковых запросов «доставка еды» падает. На мой взгляд, это связано с категорией пользователей, которая раньше редко заказывала доставку, а теперь и вовсе решила отказаться от данной услуги. Тогда как основная аудитория сохраняется. Таким образом, с начала года мы наблюдаем отток наших старых пользователей — примерно 15%. Кто-то из людей переехал, другие решили сократить свои затраты на доставку еды.

Но, тем не менее, клиенты полностью не готовы отказываться от доставки, в отличие от похода в ресторан, потому что они привыкли к услуге за время пандемии и поняли, насколько это удобно. Сегодня многие находятся в состоянии стресса, поэтому пересматривают свою модель поведения. Поход в ресторан, на концерт или в театр — это не приоритетная активность, тогда как еду в магазине покупает каждый. То же самое можно сделать через сервис, сэкономив время, нервы и даже деньги, если отслеживать скидки в приложении.

- А что с ресторанной едой – наблюдалось уменьшение количества запросов или нет? Что заказывали чаще всего?

- Спрос упал не только на большие покупки. Под удар также попали рестораны, так как они не являются первой необходимостью. Теперь люди чаще готовят дома. В октябре московские рестораны получили на 17% меньше заказов. А по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году количество заказов сократилось на 27%. Данные Focus Technologies говорят о том, что выручка в общепите снизилась на 18% год к году.

Сейчас рестораны испытывают трудности с заказами и посещаемостью. Скорее всего, снижение уровня спроса окажется долгосрочным, поэтому реанимировать ситуацию в ближайшее время не получится. При этом изменений в ресторанных ценах пока не видно. В начале года было повышение, связанное с закупкой иностранных продуктов, но осенью корректировок не происходило.

Приоритет в еде пока не изменились, в лидерах - все те же позиции. Однако, если ситуация на рынке не стабилизируется, людям придется пересмотреть свои вкусы, а ресторанам - скорректировать меню, чтобы не сократить отток клиентов.

- Наблюдалась ли нехватка курьеров, все же под мобилизацию попали в основном молодые трудоспособные мужчины?

- Во время мобилизации сервисы доставки еды также столкнулись с кадровыми проблемами, потому что большинство курьеров — это физически крепкие молодые люди, многие из которых служили в армии. В итоге кто-то из курьеров редко посещал город, так как не хотел получить повестку или уже ее получил. 

Причем в Москве эта проблема ощущалось не так остро, как в регионах, потому что в столице курьерами часто работают мигранты, которых не могут призвать на службу в российскую армию. Они могут пойти добровольцами, но это уже другая история. Тогда как в регионах доля граждан РФ среди курьеров выше. Чаще всего это местные жители без отсрочки от призыва.

Существенной нехватки курьеров мы не испытали, хотя с поиском были сложности, потому что многие кандидаты просто не доходили до собеседования. Например, когда мы звонили человеку, трубку брала его девушка или кто-то из родственников. После непродолжительной беседы, из которой было понятно, по какому вопросу мы звоним, к телефону подходил сам соискатель.

С одной стороны, мобилизация сейчас закончилась, но с другой —  с поиском молодых мужчин опять могут возникнуть сложности. И сервисы доставки должны это учитывать. Например, можно нанимать больше женщин. Мы в Broniboy адаптировали курьерский оффер под девушек — даем им упрощенные смены без тяжелых или длинных заказов.

А также можно приглашать на работу курьером мужчин в возрасте от 45-50 лет, которые пока не попадают под призыв и при этом более ответственно относятся к своим рабочим обязанностям по сравнению с молодыми людьми — например, они вряд ли уйдут без предупреждения к конкурентами или перестанут отвечать на звонки.

- Что происходило с логистикой?

- В связи с ухудшением погоды возрастает количество заказов, поэтому осенью логистике приходится работать с повышенной нагрузкой. Но с точки зрения процесса доставки - ничего не изменилось.

- А есть ли какие-то изменения в распределении участников рынка доставки? 

- Главное изменение на рынке доставки готовой еды и продуктов питания — это слияние «Яндекс.Еды» и Delivery Club, последствие которого только предстоит ощутить как участником рынка, так и потребителем услуги.

Сделка не вызывает вопросов у ФАС, потому что из-за высокой сегментации рынка общая доля находится в допустимых нормах. У рынка большой потенциал. Таким образом, «Яндекс» становится единственным крупным игроком среди агрегаторов после покупки Delivery Club, но при этом не пересекает черту монополии в 35% по критериям ФАС — доля Delivery Club в высокомаржинальном сегменте агрегаторов, осуществляющих доставку, составляет 16%, «Яндекс.Еда» — 9%, Broniboy — около 1%.

«Яндекс», скорее всего, сфокусируется на выравнивании своей экономики и наращивании оборотов, отказавшись от активностей, которые направлены на поддержание конкуренции.

Приложения и сайты «Яндекс.Еда» и Delivery Club останутся, а вот базы ресторанов объединятся. Таким образом, клиенты будут разделены на два бренда, тогда как рестораны и курьеры переедут на общую технологическую платформу. Теперь «Яндекс» - фактическии монополист, а значит, может поднять комиссию до 30-35%, потому что у парнеров без собственной отлаженной доставки не будет альтернативы.

Также после слияния вырастет конкуренция — это в первую очередь ударит по средним и маленьким ресторанам. После объединения баз ресторанам придется бороться за клиента с удвоенной силой. Объем клиентской аудитории останется прежним, так что количество заказов не увеличится. А вот выбор у пользователей вырастет. В результате ресторанам придется закупать больше рекламы внутри агрегатора. При этом рассчитывать на выгодные условия по комиссии от агрегаторов за счет эксклюзивного сотрудничества тоже не стоит — эксклюзивные контракты теперь теряют смысл.

База курьеров сформирована с учетом времени их простоя. После объединения время уменьшится, но количество заказов серьезно не вырастет. Содержать такой штат не будет смысла — по нашей оценке, на рынке труда окажется до 30% курьеров. Также курьер не может после увольнения или бана в «Яндекс.Еде» устроиться на работу в Delivery Club.

Скорее всего, об ускоренной доставке можно будет забыть, так как соревнования в скорости больше нет. Время доставки вернется к старым значениям — около часа, потому что теперь «Яндексу» нет необходимости поддерживать дорогую историю с доставкой от 15 минут.

- Какой сейчас средний чек на доставку еды?

- Около 1600 рублей. В начале года средний чек составлял 1300-1400 рублей.

- Как в целом изменился рынок доставки готовой еды после конца сентября 2022 года, и какие изменения его ждут в ближайшей перспективе?

- Рынок доставки еды не сможет показать впечатляющего роста по итогам 2022 года, но и не рухнет. По оценкам аналитиков BusinesStat, по итогам 2022 года рынок прибавит всего 10%, но к 2024 году достигнет 1 трлн рублей. В первую очередь за счет регионов — рост в столице окажется не таким активным. Доставка продуктов будет более популярна, чем готовых блюд из ресторанов и кафе — все из-за желания людей сэкономить.

Развитие рынка будет зависеть не только от тактики участников, но и от законов и инициатив государства. Также на рынке может появиться объединенная доставка еды из разных ресторанов и продуктов питания в одном заказе.

По мнению некоторых экспертов, неприбыльные проекты будут закрываться — не только направления, но и сами агрегаторы, которым не удалось выйти хотя бы на точку безубыточности. Сегодня нет времени на эксперименты, нужно выходить на операционную прибыль как можно раньше. Ключевая цель — максимально быстро выйти в прибыль. Например, мы сменили бизнес-модель и больше не берем комиссию со всех заказов, а предлагаем ресторану платить ежемесячный фиксированный платеж за программное обеспечение и размещение на площадке.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre