Иван Починщиков, управляющий партнёр IPG Россия: «Я никогда не боялся конкуренции. Выиграют те, кто сегодня умело сможет воспользоваться шансом»

20 лет назад Иван Починщиков, управляющий партнёр IPG Россия, начал свой карьерный путь на рынке недвижимости. Пришел на позицию офис-менеджера в международную компанию Colliers International. Спустя 20 лет Иван управляет одной из ведущих консалтинговых компаний Санкт-Петербурга и говорит о планах развития на федеральном уровне. О том, как развивался рынок, к чему пришел, и что его ждет в будущем, беседуем с одним из тех, кто не только наблюдал, но и был участником становления, формирования и эволюции рынка.

– Иван, старт вашей карьеры пришелся на период становления рынка коммерческой недвижимости России – относительно спокойное время с формированием «правил игры». И вы начали путь в стабильной компании Colliers International.

В 2003 году Colliers International был единственным международным консультантом, представленным в Санкт-Петербурге. И свой путь на рынке недвижимости я начинал в этой компании с позиции вечернего офис-менеджера. Для меня – студента Санкт-Петербургского государственного морского технического университета – это был колоссальный опыт в части общения с международными компаниями, собственниками и инвесторами.

Позже начал совмещать работу офис-менеджера и брокера отдела жилой недвижимости: Colliers специализировался на сдаче в аренду квартир в Золотом треугольнике Петербурга. Моя первая сделка – аренда квартиры на Миллионной улице для сотрудника компании Maersk. Когда отдел жилой недвижимости расформировали, меня пригласили в отдел офисной недвижимости. Собственно, этот момент и определил мое профессиональное призвание на долгие годы вперед.

– Вспомните, каким был рынок тогда – 20 лет назад?

В начале 2000-ых рынок коммерческой недвижимости в Санкт-Петербурге только начинал зарождаться, появились первые профессиональные игроки. На офисном рынке сеть бизнес-центров «Сенатор» была одним из ключевых собственников, «Теорема» открыла БЦ «Лангензипен», строила БЦ «Бенуа», который стал первым проектом в бизнес-парке «Полюстрово». В этот же период зарубежные инвесторы начали проявлять интерес к рынку северной столицы – искали проекты с разрешением на строительство или под реконструкцию. Закономерно, что иностранные компании на российский рынок шли с проверенными консультантами. Например, у Colliers был эксклюзив на сдачу бизнес-центра «Австрийский» на Пироговской набережной от австрийской же компании.

С приходом международных консультантов начали появляться стандарты качества коммерческой недвижимости. Офисная и торговая недвижимость оценивалась по стандартам BOMA, заключались долгосрочные контракты (от 3 до 5 лет), а ставки аренды номинировались в долларах (после в условных единицах). С выходом других международных консультантов росла конкуренция, появился азарт. Динамика развития бизнеса по всем направлениям делала рынок интересным. До первого кризиса.

– Мировой экономический кризис 2008 года. Насколько сильно он ударил по рынку коммерческой недвижимости России?

Кризис 2008 года, конечно, сильно сказался на рынке, который только вошел в стадию динамичного развития. Доллар резко вырос – с 24 рублей в январе 2008 года до 36 рублей в феврале 2009 года. В офисном сегменте ставки начали привязывать к рублю. За исключением зарубежных собственников, которые привлекали инвестиции в долларах. Они продержались в долларовых ставках до кризиса 2015.

Примечательно, что в период с 2008 по 2012 годы рынок Петербурга начал прирастать качественными офисными площадями, несмотря на то, что с началом мирового финансового кризиса ряд игроков заморозили проекты, а банки неохотно шли на финансирование.

Деловые зоны в Санкт-Петербурге исторически развивались в Центральном, Петроградском и Василеостровском районах. И, безусловно, основную активность тут формировали отечественные собственники. Иностранные же начали развивать новую зону в пулковском направлении. Вышла финская компания EKE с проектом «Пулково скай» (введен в 2009 году), финская Technopolis построила БЦ с аналогичным названием в 2012, австрийская компания «Авиелен А. Г.» с проектом «Аэропорт Сити» (БЦ «Юипитер-1» и «Юпитер-2» в 2011, «Цеппелин» в 2015).

Вспомню, что тогда основные собственники офисной недвижимости договорились сохранять ставку на рыночном уровне, но в какой-то момент все-таки один из новых объектов отказался от «картельного сговора» и начал демпинг. За ним последовали и другие. Начали работать рыночные механизмы, что привело к сокращению рыночной ставки. Так, некоторые собственники объектов класса А при рыночной ставке в 1,2 – 1,3 тыс. руб. за кв.м предлагали площади за 600 руб. за кв.м. Началась борьба за арендатора.

Консультанты работали в уникальных обстоятельствах – офисы класса А сдавались в аренду по ставке ниже, чем класс С без вентиляции, кондиционирования и парковки. Например, класс С в центре города мог сдаваться по 1 тыс. руб. за кв.м, а офис класса А в Приморском или Московском районе по ставке в 700 – 900 руб. за кв.м. Это дало почву для формирования важной тенденции – компании начали переезжать из класса С в класс А, улучшая условия работы и оптимизируя свои офисы за счет переезда из коридорно-кабинетной системы в открытую планировку.

Отдельно хотелось бы отметить, что многие эксперты на самом деле не верили в то, что зона «Пулково» начнет развиваться как деловой кластер – слишком удалена от центра, некомфортная транспортная доступность. На тот момент я уже работал в австрийской компании East Real. Мы предпринимали много усилий, чтобы убедить клиентов в преимуществах зоны – высочайшее качество объектов и управления, наличие большой парковки, комфортные коммерческие условия. В итоге деловая зона в направлении Пулково стала привлекать компании нефтегазового и IT-сегментов. А сегодня Московский район является не только одним из лидеров по обеспеченности качественными офисными площадями, но и по объему спроса со стороны бизнеса.

После 2010 рынок пошел на восстановление как в части спроса, так и в части предложения. Активны в офисном сегменте были айтишники, банковские структуры, нефтегаз, начинающий сильную экспансию Санкт-Петербурга.

–  События 2014-2015. Казалось бы, к этому времени рынок коммерческой недвижимости должен был выйти в расцвет, но столкнулся с первым серьезным этапом санкций.

Да, кризис 2015 года характеризовался санкциями, которые в первую очередь задели банковский сектор, что осложнило доступ к кредитованию новых проектов.

Колебания курса валют – более чем двукратный рост курса доллара с 33 рублей в июне 2014 до 70 рублей в феврале 2015 – привели к тому, что даже те компании, которые еще держали ставки в условных единицах (во всех сегментах) все-таки пересмотрели контракты на рублевые ставки.

Для рынка офисной недвижимости Санкт-Петербурга период мог оказаться непростым – на 2014-16 годы пришелся ввод ряда крупных и знаковых проектов: Trinity Place, Eight Edges, «Фландрия Плаза», «Палаццо Росси», «Цеппелин», «Мезон Плаза», «Энерго», «Невская Ратуша», Fort tower, «Виктория Плаза», БЦ в составе «Экспофорума». У игроков появились большие опасения, что рынок снова может прийти к демпингу. Но спрос поддержал переезжающий нефтегазовый сектор, который совокупно с 2008 по 2022 год арендовал и купил 678 тыс. кв.м офисной недвижимости (14% рынка офисной недвижимости СПб) – это без учета «Лахта Центра».

Тогда было понятно, что несмотря на кризис, рынок коммерческой недвижимости начинает развиваться разнонаправленно, появляются новые сегменты в недвижимости – апарт-отели, коворкинги и сервисные офисы, light industrial и запросы на built-to-suit. Меняется бизнес, клиент становится требовательнее. Консалтинговый бизнес также должен был перестроиться под клиента.

– Вы создали IPG в 2016 году. Почему вы ушли из австрийской компании и решили запустить собственный бизнес. Считаете, что это уже был посткризисный период?

Так сложились бизнес-обстоятельства – с австрийскими и российскими партнерами East Real мы разошлись во мнениях относительно вектора бизнес. Я покинул East Real и открыл консалтинговую компанию IPG.Estate, чтобы реализовать мое видение развития. Параллельно с открытием IPG.Estate стал со-основателем компании ProExpert по проектированию, строительству и комплектации. Таким образом 2 команды занимались комплексной реализацией проектов – от брокериджа до переезда.

Период с 2016 года и до пандемии, пожалуй, был одним из самых интересных. Период пост-кризиса, когда бизнес начинает активно восстанавливаться и стремится занять освободившиеся ниши. На офисном рынке одним из драйверов стали IT-компании, которые «соревновались» с нефтегазовым сегментом по объему поглощения. В этот период велась реконструкция старых зданий под новый функционал. Сформировался сегмент гибких рабочих пространств таким, какой он есть сейчас, с разделением на коворкинги и сервисные офисы. На рынке индустриально-складской недвижимости закрепился формат built-to-suit, что сначала было связно с экспансией продуктовых сетей, затем онлайн-маркетплейсов, логистов и дистрибьюторов. На рынке торговой недвижимости зарождался тренд на реконцепцию торговых центров, многие собственники начали экспериментировать с форматами фуд-холлов и гастромаркетов.

– Консалтинговый бизнес характеризовался серьезной конкуренцией – кроме международной пятерки уже был с десяток консультантов. Как с ней справлялись?

Я никогда не боялся конкуренции. Точнее, я не думал о конкурентах. Рынок любого бизнеса может быть конкурентным при хорошем сервисе. В первый год существования IPG.Estate (а точнее за первые 8 месяцев) мы уже закрыли крупнейшие сделки не только в рамках Санкт-Петербурга, но и России: IT-компания «Петер-сервис» (сегодня nexign) арендовала 10 тыс. кв.м в БЦ «Смоленский» , где далее продолжила расти, для американской компании epam мы открыли несколько крупных офисов, например, офис площадью 6,6 тыс. кв.м в БЦ «Мегапарк». Для этих же компаний далее совместно уже с командой ProExpert мы построили и укомплектовали эти пространства.

Во многом мне повезло, что в первые 2 года работы компании я собрал одну из сильнейших консалтинговых команд, смог сохранить костяк и по сегодняшний день. В бизнесе, конечно, не обходится и без потерь. Так, в 2020 году я вышел из состава учредителей компании ProExpert – мы не сошлись взглядами с бывшим партнером относительно ведения проектов и наращивания бизнеса. С другой стороны, этот шаг позволил мне в будущем уже в рамках IPG.Estate создать собственные направления по проектированию, строительству и комплектации.

– Насколько комфортным для консалтингового бизнеса и рынка недвижимости был период до 2020 года? И что изменила пандемия?

Для инвестиционного и консалтингового бизнесов 2020 тоже был вполне удачным. Мы успели закрыть несколько сделок – продажа МФК «Ткачи» сети БЦ «Сенатор», продажа комплекса исторических зданий (15 тыс. кв.м) конечному пользователю. В консалтинге – череда интереснейших проектов по наилучшему и наиболее эффективному использованию коммерческих объектов – собственники пользовались этим периодом, чтобы определиться с назначением и развитием активов. 

Для арендного бизнеса год был некомфортным. Самым устойчивым оказался складской сегмент: учитывая рост электронной торговли и логистики, объем вакантных площадей критически снижался в Москве, Санкт-Петербурге, регионах. Сильно пострадали торговый и гостиничный сегменты, где объекты стояли закрытыми без возможности получения какой-либо прибыли. Мы, кстати, именно в пандемию полностью отказались от идеи продвижения в этих сегментах. Чуть лучше обстояли дела в офисах – компании хотя бы частично начали возвращать сотрудников на рабочие места. На мой взгляд, именно пандемия стала катализатором трансформации максимально консервативного рынка – комбинированные графики работы, шеринговый формат, развитие коворкингов, вектор на оптимизацию и эффективную организацию рабочих пространств.

В этом направлении для IPG 2020 стал одним из сильнейших в части бизнеса: мы начали проектировать собственный коворкинг Case, выйдя за рамки консалтингового бизнеса, разрабатывать тогда еще просто систему бронирования рабочих мест Hotdesk.ru. Усилили строительное направление и в период с середины 2020 по конец 2021 построили 4 офиса для крупных компаний.

– Новый кризис. Не будем говорить о предшествующих событиях. Скажем о последствиях – рынок России покидает зарубежный бизнес. Или не покидает? Что происходит?

В 21 веке мы переживаем четвертый кризис. Такая «вакцинация» привела бизнес к быстрой адаптации под новые условия, быстрым решениям. И это оказывает сильный эффект к формированию нового рынка: форматов недвижимости, клиентов и их запросов, игроков.

Одно из сильнейших влияний – отток иностранного бизнеса и капитала. Но как итог – появление профессиональных ЗПИФов, УК, частных инвесторов, рост отечественного ритейла, банковских структур, IT-бизнеса, увеличение значимости государственного и около государственного сектора. В перспективе выиграют те, кто сегодня умело сможет воспользоваться шансом – не стоит забывать, что ушли не все: многие компании передали управление локальному менеджменту с правом выкупа в будущем. Каждая компания выбирает свой путь.

В консалтинговом бизнесе ситуация аналогична – эпоха международных консультантов закончилась. Команды коллег переформировались, изменили названия и продолжают работать. Кто-то запустил представительства в других странах, следуя за релоцировавшимися клиентами. Коллеги выбрали такое конкурентное преимущество.

Я по-прежнему веду свою команду, ориентируясь на собственное видение бизнеса, как и в самом начале. В 2022 году мы выросли в группу компаний IPG Россия. В ее состав входят: консалтинговая компания IPG.Estate, компания Space по проектированию, строительству и комплектации коммерческих помещений, коворкинг и франшиза Case, система аналитики эффективности использования пространства и бронирования рабочих мест Hotdesk.ru. Наш основной бизнес сохраняется в России – мы не выходим на международные рынки и сохраняем все силы, чтобы увеличить наше влияние по всем направлениям и компаниям. Головной офис компании остается в Санкт-Петербурге, откуда мы также работаем по региональным направлениям: в 2023 году мы реализуем проекты в Красноярске, на Алтае, Челябинске и так далее, в Москве же продолжает работу представительский офис, который оказывает услуги в направлениях офисной, складской и инвестиционной недвижимости.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre