Склады: новый год, новые вызовы

Исполнительный директор Radius Group Захар Вальков рассказывает о перспективах рынка складской недвижимости, опыте, который нужно извлечь из ситуации, сложившейся в 2020 году, и новых вызовах для девелоперов. 
3805
Изображение взято из источника: Radius Group
Когда эксперты говорят об итогах 2020 года, может сложиться впечатление, что пока все сегменты недвижимости терпели убытки и сводили концы с концами, склады снимали сливки и купались в роскоши. Действительно, то что мы наблюдали: рост востребованности онлайн-торговли и сервисов доставки, низкая вакантность и постепенный рост ставок, рекорды по спросу и объему инвестиционных сделок. Однако сейчас нужно говорить не о том, что год сложился в целом удачно, а о том, с какими препятствиями мы столкнулись, какие уроки извлекли и какие вызовы нам предстоят в 2021 году.
 
Напомним, первая половина 2020 года сильно подкосила непродуктовый ритейл, и было бы странно, если бы эта ситуация не отразилась на собственниках складов. В условиях снижения прибыли такие арендаторы испытывали проблемы и с арендой складских площадей. Ориентируясь в первую очередь на долгосрочное сотрудничество, мы шли на уступки, предоставляли отсрочки арендаторам из наиболее пострадавших отраслей. А самыми пострадавшими стали отрасли, завязанные на физическом контакте с клиентом – офлайн-ритейл, туризм и гостиничный бизнес.
 
Многие игроки рынка, такие как СДЭК и X5 Retail Group, взяли курс на наращивание логистических мощностей под онлайн-ритейл еще за год-два до пандемии. Но важно, что даже те ритейлеры, которые не занимались торговлей через интернет, стали активно инвестировать в развитие онлайн-продаж, логистику для E-commerce, становясь более технологичными компаниями. И тут мы сталкиваемся с тем, что изменился подход к организации складской логистики – недостаточно просто арендовать складскую коробку и нанять персонал. Практически каждый проект сейчас предполагает определённый уровень автоматизации, а крупные девелоперы и собственники на российском рынке в партнерстве с технологичными компаниям уже могут предлагать современные решения компаниям-арендаторам, удовлетворяя новым требованиям. Автоматизацию можно назвать вызовом и драйвером рынка на ближайшие 3-5, а может быть и 7 лет.
 
Вторым вызовом является экономическая эффективность строительства для девелопера. Ожидания арендаторов от ставок аренды невысоки, хотя дефицит готового продукта, казалось бы, очевиден. В то же время, мы наблюдаем рост себестоимости строительства за счет увеличения, как стоимости элементов конструкции, так и стоимости рабочей силы. Поэтому в 2021 году мы будем наблюдать продолжение поиска консенсуса, который позволит давать лучший продукт клиентам, сохраняя пусть небольшую, но положительную маржинальность.
 
За 10 лет рынок складской недвижимости уже сильно изменился. Те объекты, которые девелоперы рынка строили раньше, были иногда избыточными по своей спецификации и включали такие детали, которые непосредственным пользователям были не нужны. Сейчас, чтобы быть конкурентным по цене, но не остаться без прибыли, необходимо понимать потребности рынка и ценить их в большей степени, чем собственные представления об идеальном продукте.
 
Во втором квартале 2021 года мы вводим в эксплуатацию новое спекулятивное здание. Этот объект очень интересен с точки зрения себестоимости, так как мы избавились от тех решений, которые были не нужны и за которые клиент не готов был платить. Такой подход позволил нам реализовать практически весь объем площадей еще до окончания строительства.
 
Вообще, для того, чтобы принять решение по строительству объекта, нужно постоянно наблюдать за актуальными запросами, вести диалог с рынком, мониторить стоимость финансирования и отслеживать cap rate. Если посмотреть с этой точки зрения, то рынок становится только сложнее, и все большую роль начинают играть опыт девелопера и его профессионализм.


иГРОКИ РЫНКА

Radius Group / Радиус Групп

Вальков Захар

Девелопмент

Radius Group / Радиус Групп

Материалы по теме

Источник: СК «Перспектива»
Точка зрения

Складской рынок смотрит в будущее с оптимизмом

Об основных итогах 2020 года для ключевых сегментов коммерческой недвижимости рассуждает Михаил Иванов, генеральный директор СК «Перспектива».
 
16.02
Источник: РИА Недвижимость
Исследования рынка

Спрос на склады побил рекорд 2018 года

Компания CBRE подвела итоги 2020 года на рынке складской недвижимости Москвы. Аналитики отмечают рекордный спрос на уровне 1,9 млн кв. м, снижение вакансии до 2,9%, но при этом очень медленное увеличение средней ставки аренды — на 1,5% к предыдущему году.

27.01
Источник: РИА Недвижимость
Исследования рынка

Рекордный спрос на склады подтвердили JLL

Аналитики JLL оценивают спрос на склады в Московском регионе на 1,68 млн кв. м. По данным компании, это рекорд за всю историю наблюдений. При этом 36% сделок пришлось на сектор e-commerce.
 

 
04.02

журнал CRE 20 (419)

Ноябрь 2
CRE №20 (419) вышел из печати. Номер выпущен при поддержке: Apollax Spacе   KR Properties   Группа компаний «Пионер» PDF-версия журнала доступна ЗДЕСЬ В НОМЕРЕ: Актуально РЕДКИЕ КАДРЫ Рынок труда - под влиянием разнонаправленных тенденций Тема номера ОFFICE VIVENDI Останется ли офис HR-брендом? Репортаж А МЫ КРЕПЧАЕМ Ведущие игроки обсудили перспективы рынка FM- и PM-услуг Тренды СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ СКЛАДОВ Эксперты ожидают бума складов и логистических п...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (21-27 ноября)

Крупнейшая сделка на рынке торговой недвижимости, первый двухэтажный магазин SELA в рамках проекта Melon Fashion Group по увеличению всех своих форматов, открытие новых торговых центров ADG Group, успехи AFI Development в заполнении офисных площадей, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail – в нашей традиционной подборке.
27.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

Холодное сердце

Раннее украшение торговых центров, несмотря на коррекцию празднования Нового года на всех уровнях, остаётся одним из немногих способов привлечь дополнительный трафик в моллы. Однако, учитывая, что для визитов и покупок у клиентов в этом году нет не только настроения, но и денег, они будут выбирать объекты по принципу «чем больше бесплатного, тем лучше».

Текст: Иван Майоров. CRE Retail, ноябрь 2022г.
25.11
Источник: Malltech
Открытие

В пермской «Планете» открылся MOVE

Мультибрендовый магазин с товарами таких брендов, как Adidas, Reebok и Puma, занял 158 кв. м на втором этаже ТРЦ. Напомним, ранее MOVE также начал работу в ТРЦ «Планета» в Красноярске.
29.11
Источник: CRE
Проект

В «Ховрино» построят 100 тыс. кв. м складов

Транспортно-логистический комплекс для перевалки железнодорожных грузов занимает около 40 га на севере Москвы.
25.11
Источник: Bright Rich | CORFAC International
Сделка

Производитель туалетной бумаги арендовал городской склад

Компания «Терес-сервис» заняла площади в складском комплексе «Скади», расположенном в Московском районе Петербурга.
25.11
Источник: Sminex
Назначения

Sminex привлекает гостиничные кадры

Службу комфорта Sminex возглавил топ-менеджер The Ritz-Carlton, Moscow и Barvikha Hotel & Spa.
25.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

На смену якорю

Уход брендов, сокращение и переформатирование контента в кинотеатрах, спад доходов и кардинальное изменение потребительского поведения продолжают влиять на торговые центры. Очевидно уже и то, что «батутные парки», «веревочные пространства» и «студии танца» точно не приведут трафик такого же уровня и качества, как некогда кинотеатры и знаковые бренды, и игрокам все-таки придется и искать новые «якоря», и – де-факто – работать с покупателями с чистого листа.

Текст: Иван Майоров. CRE Retail, ноябрь 2022г.

30.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre