Архитектура сложного времени: что ждет российский проектировочный бизнес

Сегодня кризис — это не только последствия затяжной пандемии, но и гремучая смесь политических и цивилизационными конфликтов. Сложившаяся обстановка неизбежно ведет общему спаду в мировой экономике и деглобализации многих сфер деятельности. Эпидемия, начавшаяся в 2020 году, оказалась лишь прелюдией к наступающей глобальной рецессии, а события, настигшие мир в этом году ознаменовали начало самого сложного периода в современной истории. То, насколько длительной и глубокой она окажется, определит будущее большинства бизнес-отраслей, в том числе и строительного проектирования. Своим видением ситуации делится Александр Стариков, партнер архитектурного бюро Syntaxis.
2221
Изображение взято из источника: Syntaxis
Рынок дизайна и архитектурных услуг напрямую связан со строительной индустрией, а она с банковской сферой и т.д. Сегодня большинство рейтинговых агентств, статистических ведомств и независимых аналитиков в разных странах мира прогнозируют снижение мирового реального ВВП на несколько процентов только в текущем году, и продолжение этой тенденции в следующем. Многие заводы и производители строительных материалов, техники и компонентов сокращают или вовсе останавливают производство из из-за нарушения логистических цепочек, разрыва долгосрочных контрактов, взрывного роста стоимости энергоносителей и общего падения маржинальности бизнеса.

Сегодня для всех участников строительной индустрии назрела необходимость оптимизировать рабочие процессы и издержки, совершенствовать удаленные модели управления проектами, искать альтернативных поставщиков. Слово импортозамещение из простого лозунга становится жизненно важной необходимостью. Например, для дизайнеров интерьеров беспрецедентная девальвация рубля, а затем и разрыв партнерских отношений со многими брендами, привели к значительным проблемам с выбором иностранных отделочных материалов, мебели и т.д. При строительстве домов бизнес-класса доля импортных отделочных материалов составляет до 40%-50%, а в дизайн-проектах квартир она может быть еще выше. То же самое можно сказать и о качественных офисных проектах, где крайне сложно найти альтернативу импортной инженерии и отделочным материалам.

Необходимо признать и быть готовыми к тому, что клиенты продолжат «резать» косты, выбирать подрядчиков исключительно на тендерной основе, более внимательно изучать коммерческие предложения проектировщиков. В данном контексте более уверенно будут себя чувствовать бюро, которые привыкли функционировать в режиме жесткой конкуренции и в конкурсном формате. Кроме того, на руку российским специалистам в сложившейся ситуации играет тот факт, что стоимость архитектурного проектирования в России составляет долгие годы составляла приблизительно от 3% до 5% от общей сметы девелоперского цикла против 9%-15% в Европе и США. Мы знаем, как обращаться с бюджетами и выжимать из них максимум без потери качества и лояльности заказчика.

Бюро, обладающие портфелем проектов, находящихся на стадии реализации скорее всего продолжат работу с ними в штатном режиме, а вот новые запросы от заказчиков станут куда жестче и во многом однотипными. Раньше одни девелоперы планировали развивать долгосрочные кейсы и максимально понятные форматы, а другие рассматривали экспериментальные концепции, в том числе идеи для новых видов бизнеса. Сейчас второй тип запросов значительно сократиться, так как эксперименты в условиях непредсказуемой рыночной конъектуры становятся слишком рискованными и сложными в реализации. Впрочем, кризисы всегда делят деловой мир на консерваторов и революционеров, а это значит, что даже внутри фиксированных трендов возможно найдутся свои смельчаки.

Главное сейчас - не замораживать деятельность, оставаясь в статичном положении. Пока одни выжидают, другие готовят новые проекты, тестируют различные рабочие сценарии. Также я уверен, что политическая нестабильность и логистический коллапс не изменят главные принципы дизайна и архитектуры, но вполне естественно увеличит спрос на некоторые объемно-планировочные и дизайнерские решения. Они будут соответствовать факторам новым вводным в контексте платёжеспособности населения, необходимости временно отбросить лишнее по действию принципы «бритвы Оккама».

В каком-то смысле самоизоляция и пандемийные ограничения смогли подготовить бизнес к новым вызовам. Еще до периода системного кризиса 2022 года многие бюро начали активно использовать технологии, позволяющие персоналу бюро работать удаленно, оптимизировать бюджеты и корпоративные процессы. Сейчас это помогает избежать заминок, связанных с перенастройкой коллектива к новым форматам ведения дел. 

Сегодня даже после снятия ограничений некоторые сотрудники могут остаться работать в своих квартирах или за городом. Пандемия вскоре закончится, но мы уже поняли, как эффективно использовать полученный на самоизоляции опыт.  Стало понятно, что многое можно оптимизировать, а часть работы легко организовать за пределами офиса. Все это позволит встретить новый кризис более подготовленными и смягчить последствия негативных явлений, с которыми столкнётся деловой мир.

Очень актуальным вновь встал вопрос программного обеспечения для цифровизации процессов проектирования. Крупнейшие зарубежные разработчики соответствующего ПО пока сохранили возможность использования своего софта, но в дальнейшем могут отозвать лицензии, что повлечет за собой непростую ситуацию, связанную с экстренным переходом на отечественные программные продукты. С одной стороны, это может привести к бурном росту рынка российских решений в сфере проектирования, но переход на них определенно станет дополнительной нагрузкой для всех участников строительной отрасли.

Также необходимо отметить, что Россия не может быть изолирована от глобального контекста, а часть разрушенных информационных и логистических цепочек, несомненно, будет заменяться на альтернативные каналы. Да, это приведет к небольшой приостановке процессов, но не сможет их остановить полностью. Большая часть запросов будет ориентироваться на азиатский рынок смещая акцент с европейских товаров.

В сложившейся обстановке я как архитектор и  созидатель вижу свою цель в продолжении работы по созданию пространств, которое будут служить развитию общества и способствовать объединению людей.


Материалы по теме

Источник: Pridex.ru
Экспертный анализ

Fit-out в новой экономической реальности: от роста доли проектов с госучастием до формирования новых стандартов услуг

Несмотря на богатую историю кризисов, ситуация, сложившаяся на данный момент в сегменте офисной недвижимости и смежном с ним направлении строительных и инженерных услуг (fit-out), значительно сложнее чем когда-либо, так как комбинирует вызовы, возникавшие ранее по отдельности. Специалисты компании Pridex подготовили материал о том, как меняется эта индустрия и каковы дальнейшие перспективы развития бизнеса в текущих реалиях.
23.03
Источник: Q1 Group
Точка зрения

Как рост стоимости строительных материалов отразится на проектах офисной недвижимости

Генеральный директор компании Q1 Group Екатерина Ньюман – о том, как изменится соотношение импортных и российских стройматериалов в проектах строительства офисов и на что стоит рассчитывать в краткосрочной перспективе тем, кто уже находится в процессе строительства нового рабочего пространства.

11.03
Источник: Blank Architects
Точка зрения

Под открытым небом и с коворкингом: международные тренды проектирования гостиничной недвижимости, которые приходят в Россию

Гостиничная недвижимость в России продолжает развиваться под эгидой внутреннего туризма и действующих ограничений на международные перемещения. Только за последний год в Москве открылись 13 новых гостиниц, а за последние 10 лет количество отельных и курортных комплексов в России увеличилось вдвое, до 28 тыс. объектов. При этом архитектура гостиничных центров неизбежно трансформируется – под влиянием не только потребностей туристов, но и с учетом появления новых материалов, а также трендом «здорового строительства». Магда Чихонь, партнер-основатель архитектурного бюро Blank Architects, - о ключевых тенденциях в проектировании гостиничной недвижимости, которые постепенно появляются в российских реалиях.
13.01

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 апреля)

В Барвихе объявили победителей CRE Moscow Awards 2024, Pridex отчитался по выручке, Александр Ходоров перешел из Comcity в O1 Properties, в Казахстане крупная складская сделка, фитнес-центры становятся главными ньюсмэйкерами в торговой недвижимости, а эксперты рынка обсудили крупнейшие сделки последний дней - продажу ЦДМ и портфеля Ceetrus - для журнала CRE Retail.
21.04
Источник: Пресс-служба IBC Global
Проект

В Приморье появится еще один склад

В Приморском крае появится склад класса В на 6,2 тыс кв. м.
 
22.04
Источник: IBC Global
Проект

В Чите реконструируют склад на 60 тыс. кв. м

Сейчас это единственный в городе складской комплекс, отвечающий современным требованиям.
23.04
Источник: Пресс-служба «РИОТЭКС»
Сделка

«РТС» Рублевский» принял крупного арендатора

Промышленная группа «Дом Металла» заняла cамый большой флагманский блок в ТДК «РТС» Рублевский».
 
22.04
Источник: Tekta Group
Проект

Tekta Group построит БЦ на Ходынке

Общая площадь офисного комплекса из трех башен составит порядка 130 тыс. кв. м. Инвестиции превысят 35 млрд рублей.
23.04
Источник: cre.ru
Игроки рынка

ФСК довольна результатами I квартала

ГК ФСК увеличила выручку в первом квартале на 45%.
 
 
22.04
Источник: Nikoliers
Игроки рынка

Nikoliers закрыли сделок по офисам на 78 тыс. кв. м

Компания поделилась итогами первого квартала 2024 года в сегменте офисной недвижимости. Крупнейшие сделки - офис для «Тинькофф» в Петербурге на 30 тыс. кв. м (аренда) и продажа конечному пользователю бизнес-центра на 36 тыс. кв. м.
23.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre