Холодный расчет: зачем IT-компании завод по производству холодильников?

Глеб Харитонов, основатель и CEO Briskly, компании-резидента «Сколково»
 
3555
Изображение взято из источника: Briskly
В коронавирусный 2020 год мы все стали свидетелями небывалого бума онлайн-ретейла. Но рост онлайн-оборота начался давно, пандемия лишь ускорила этот процесс. Настоящий же прорыв в сфере продаж, который случился в 2020-м, - появление магазинов без касс. Речь идет не о кассах самообслуживания, которые сейчас есть во многих торговых сетях, а о магазинах без касс как таковых - микромаркетах, где покупатель сам берет товар и сам оплачивает его с помощью мобильного приложения в смартфоне.

 Холодильник как IT-идея

Briskly была пионером на рынке микромаркетов: мы разработали технологии автономной торговли, первыми на российском рынке открыли магазин без персонала в 2018 г. и поставили выпуск «умных магазинов» на поток. На следующий год запустили автоматизированный микромаркет в технопарке «Сколково», а в 2020 г. продали 1000 автономных микромаркетов и провели 400 000 покупок без кассира через приложение B-Pay.

Микромаркет – это новый формат торговли свежей едой в офисах, набирающий популярность во всем мире. Он представляет собой холодильник и полки с товарами, оплата в которых проходит без участия кассира. Briskly перенесла кассу в смартфон. А также сделала систему, где холодильник открывается только после авторизации покупателя в мобильном приложении. В сочетании с камерами наблюдения и датчиками, технология снижает мошенничество до 1% случаев.

Покупатель и полностью автоматизированная торговая точка – новый малый формат торговли. С установкой приложения у покупателя в телефоне появляется все необходимое для покупки товара: сканер штрих-кода, оплата покупки, чек. Ему больше не нужны продавец, кассовый аппарат, весы. Но для внедрения такой системы требуются новые холодильники. Где их взять? Надежнее всего – сделать самим. Так родилась идея купить ВЗХТ.

Продается в надежные руки

ВЗХТ, некогда процветающий завод холодильников, основанный финской компанией «Хелкама» в 1997 г., вошел в новейшую историю не в лучшем состоянии. Попытка перезапуска предприятия в 2012 г. по сбору холодильников и тепловых камер под брендом Linnafrost не помогла предприятию «выплыть», долги только росли, завод оказался в сложном финансовом положении, а в 2018 г. перешел на баланс «Траста» как непрофильный актив ФК «Открытие».

С 2018 г. «Траст» занимался юридической очисткой актива, выкупом и консолидацией всех прав требований. К 2020 г. ВЗХТ был технически готов к продаже, но введение локдауна заметно затормозило поиск покупателя. Тем не менее, профильный инвестор был найден: им стала наша IT-компания Brisky.

Нужно отметить, что «Траст» реализовал наилучший сценарий продажи актива — нашел стратегического инвестора, заинтересованного в развитии предприятия, модернизации производственных линии и привлечении квалифицированного персонала. А для Briskly завод холодильной техники станет базовой производственной площадкой и лабораторией технологий, иными словами - локомотивом для дальнейшей экспансии зарождающегося рынка умных микромаркетов.

Умное будущее

В этом году мы планируем увеличивать темпы роста и динамику продаж ВЗХТ, для этого придется инвестировать, привлекать новых сотрудников. Уже к концу 2021 г. мы намерены выйти на докризисный объем производства – порядка 800-900 холодильников в месяц. Сейчас завод способен выпускать 100-150 холодильников за смену, а с восстановлением производственной линии мы сможем производить больше.

В планах - восстановить производство холодильных шкафов до прежнего объема, 10 000 единиц в год. При этом до 40% продукции составят умные микромаркеты, постаматы и продуктоматы.

Мы хотим перевести все процессы в digital, внедрить нейросетевую аналитику в складских помещениях, предиктивный фулфиллмент для ускорения сборки оборудования, а также оцифровать модели микромаркетов в VR для удаленной технической поддержки. При этом на заводе останется прежняя команда, которая работает уже более 20 лет. Сотрудников обучат применению новых технологий.
Наши планы на будущее вполне соответствуют мировой тенденции: США, Великобритания, Германия и Китай – здесь и сейчас выстраиваются новые правила продаж. Недавно на тему развития продаж без касс высказался директор Центра развития потребительского рынка Московской школы управления «Сколково» Илья Ломакин-Румянцев: «Несмотря на распространенный миф о многолетнем отставании многих отраслей экономики России от развитых стран, современная отрасль розничной торговли поистине может считаться одной из наиболее технологичных и инновационных. Есть основания полагать, что уже имеющийся опыт российских компаний и опыт Китая, США и других стран может позволить сегменту в ближайшее время существенно вырасти».

Изменить физическую розничную торговлю сейчас пытаются и такие мировые гиганты, как Amazon и Walmart, и динамичные стартапы. Революция технологий в ретейле – процесс, который уже запущен, пандемия стала его катализатором. Российский опыт розничной торговли в сочетании с нашими IT-разработками вполне способен внести свой вклад в этот глобальный процесс.
 


Материалы по теме

Исследования рынка

Доля IT-компаний на офисном рынке Петербурга бьет рекорды

Доля сделок с компаниями из сектора информационных и телекоммуникационных технологий достигла максимума за всю историю офисного рынка Санкт-Петербурга. Однако, возможностей для расширения компаний становится все меньше, а ставки аренды – все выше.
17.07
Экспертный анализ

IT-сектор захватывает офисный рынок Киева

В 1-м полугодии 2017 г. доля IT-сектора в структуре сделок аренды достигла наибольшего значения за всю историю офисного рынка Киева и составила 60%, свидетельствуют данные компании JLL. При этом его активность была на высоком уровне и в 1-м, и во 2-м квартале.

21.09

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 апреля)

В Барвихе объявили победителей CRE Moscow Awards 2024, Pridex отчитался по выручке, Александр Ходоров перешел из Comcity в O1 Properties, в Казахстане крупная складская сделка, фитнес-центры становятся главными ньюсмэйкерами в торговой недвижимости, а эксперты рынка обсудили крупнейшие сделки последний дней - продажу ЦДМ и портфеля Ceetrus - для журнала CRE Retail.
21.04
Источник: Пресс-служба IBC Global
Проект

В Приморье появится еще один склад

В Приморском крае появится склад класса В на 6,2 тыс кв. м.
 
22.04
Источник: IBC Global
Проект

В Чите реконструируют склад на 60 тыс. кв. м

Сейчас это единственный в городе складской комплекс, отвечающий современным требованиям.
23.04
Источник: Пресс-служба «РИОТЭКС»
Сделка

«РТС» Рублевский» принял крупного арендатора

Промышленная группа «Дом Металла» заняла cамый большой флагманский блок в ТДК «РТС» Рублевский».
 
22.04
Источник: Tekta Group
Проект

Tekta Group построит БЦ на Ходынке

Общая площадь офисного комплекса из трех башен составит порядка 130 тыс. кв. м. Инвестиции превысят 35 млрд рублей.
23.04
Источник: cre.ru
Игроки рынка

ФСК довольна результатами I квартала

ГК ФСК увеличила выручку в первом квартале на 45%.
 
 
22.04
Источник: Nikoliers
Игроки рынка

Nikoliers закрыли сделок по офисам на 78 тыс. кв. м

Компания поделилась итогами первого квартала 2024 года в сегменте офисной недвижимости. Крупнейшие сделки - офис для «Тинькофф» в Петербурге на 30 тыс. кв. м (аренда) и продажа конечному пользователю бизнес-центра на 36 тыс. кв. м.
23.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre